Каталог книг

Египетский М. Духовные беседы

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Преподобный Варсонофий Оптинский Духовные беседы. Келейные записки Преподобный Варсонофий Оптинский Духовные беседы. Келейные записки 639 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Преподобный Макарий Великий Духовные беседы Преподобный Макарий Великий Духовные беседы 281 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Преподобный Макарий Великий Новые духовные беседы Преподобный Макарий Великий Новые духовные беседы 713 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
преподобный Иоанн Лествичник Аскетика. Том I преподобный Иоанн Лествичник Аскетика. Том I 54.99 р. litres.ru В магазин >>
Слепцов В. Духовные беседы. Внутреннее развитие и работа над собой Слепцов В. Духовные беседы. Внутреннее развитие и работа над собой 422 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Оптинский В. Духовное наследие. Житие. Беседы с духовными чадами. Келейные записки. Воспоминания духовных чад. Духовные стихотворения Оптинский В. Духовное наследие. Житие. Беседы с духовными чадами. Келейные записки. Воспоминания духовных чад. Духовные стихотворения 320 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Преподобный Макарий Египетский Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы Преподобный Макарий Египетский Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы 529 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Египетский М. Духовные беседы

Египетский М. Духовные беседы

В жизни каждого православного человека обязательно была книга, статья, выписка, конспект, глубоко повлиявшие на его жизненный выбор, на серьезный, решительный шаг идти по жизни за Христом, невзирая ни на человеческое мнение, ни на жизненные обстоятельства, ни на всю притрудность пути. Для многих такой путеводной звездочкой стала работа С.И. Фуделя "У стен Церкви", впервые опубликованная в самиздатовском сборнике "Надежда", издававшемся под редакцией З.А. Крахмальниковой. Мы публикуем ее с небольшими сокращениями в надежде на то, что эти теплые невыдуманные слова помогут многим нашим современникам обрести тот духовный свет, который так трудно разглядеть новоначальному христианину в современной церковной действительности.

Тексты, размещенные в данной библиотеке, могут свободно распространяться и выкладываться на других сайтах, если это не оговорено особо в самих текстах. При размещении на других сайтах просим ставить ссылку на данную библиотеку.

Сообщайте, пожалуйста, обо всех опечатках в текстах или неправильно работающих ссылках. Приглашаю желающих потрудиться к сотрудничеству, работа найдется для всех.

Источник:

pravbeseda.ru

Духовные беседы Преподобный Макарий Египетский

Духовные беседы Преподобный Макарий Египетский

Преподобный Макарий Египетский, за мудрость и святую жизнь названный Православной Церковью Великим - один из первых отцов-пустынников 4 века.

С юности желавший посвятить себя Богу, Макарий Великий провел 60 лет в пустыне в непрестанной молитве и воздержании, получив от Бога дар чудотворения и исцеления мертвых.

Пятьдесят бесед преподобного Макария, собранные в этой книге - наставления святого подвижника, каждое из которых наполнено христианским смирением, внимательностью к душевным помыслам и состоянию духа - драгоценное духовное наследие, оставленное всем, ищущим спасения.

Содержание:

Беседа 1. Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем.

Беседа 2. О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю.

Беседа 3. О том, что братия между собою должны жить искренно, в простоте, в любви, в мире, вести же борьбу и брань с внутренними помыслами.

Беседа 4. Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего.

Беседа 5. Велика разность между христианами и людьми мира сего. Одни, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами; а другие вожделеют любви небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний.

Беседа 6. Намеревающиеся благоугождать Богу должны совершать молитвы в мире, в безмолвии, в кротости и премудрости, чтобы, молясь с воплями, не стать соблазном для всех. В сей же беседе заключаются два вопроса: вещественные ли творения суть престолы и венцы? и что такое двенадцать престолов израилевых?

Беседа 7. О снисхождении Христовом к человеку. Беседа сия заключает в себе также несколько вопросов и ответов.

Беседа 8. О том, что бывает с христианами во время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть, могут ли христиане достигать совершенной меры.

Беседа 9. О том, что Божии обетования и пророчества исполняются при различных испытаниях и искушениях, и что от искушений лукавого избавляются приверженные к единому Богу.

Беседа 10. О том, что дары Божией благодати сохраняются и умножаются смиренномудрием и усердием, утрачиваются же превозношением и нерадением.

Беседа 11. О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа, и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся два разговора: один Христа с лукавым сатаною, а другой грешников с сатаною же.

Беседа 12. О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того, как утратил он и собственный свой и небесный образ. Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов.

Беседа 13. О том, какого плода требует Бог от христиан.

Беседа 14. О том, что посвящающие Богу помыслы и ум делают сие в надежде, что просветятся очи их сердца, что Бог сподобляет таковых в святости и величайшей чистоте приступать к Таинствам и уделяет им благодать Свою; также о том, что должны делать мы, желающие получить какое-либо из небесных благ; наконец, о том что Апостолы и Пророки подобны солнечным лучам, входящим в окно. Еще, беседа учит, что такое земля сатанинская и земля Ангельская — обе неосязаемые и невидимые.

Беседа 15. Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред женихом своим — Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы — например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, — и иные многие — о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода.

Беседа 16. О том, что духовные люди подлежат искушениям и скорбям, проистекающим от первого греха.

Беседа 17. О духовном помазании и славе христиан и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником вечной жизни.

Беседа 18. О сокровище христиан, то есть о Христе и о Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства.

Беседа 19. Христиане, желающие преуспевать и возрастать, должны понуждать себя ко всему доброму, чтобы избавиться им от живущего в них греха, и исполниться Духа Святого.

Беседа 20. Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати.

Беседа 21. Христианину предстоит двоякая брань, а именно: внутренняя и внешняя, и последняя состоит в удалении себя от земных развлечений, а первая происходит в сердце с помыслами, какие внушаются лукавыми духами.

Беседа 22. О двояком состоянии отходящих от жизни сей.

Беседа 23. Как царский и многоценный бисер могут носит только родившиеся от царского семени: так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам.

Беседа 24. Состояние христиан подобно купле и закваске. Как купцы собирают земные прибытки, так христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благости.

Беседа 25. Беседа сия учит, что ни един человек, если не подкреплен Христом, не в силах преодолеть соблазны лукавого, показывает, что должно делать желающим себе божественной славы; и еще, учит, что чрез Адамово преслушание впали мы в рабство плотским страстям, от которого избавляемся таинством креста; а наконец, показывает, как велика сила слез и божественного огня.

Беседа 26. О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души, и о том, как искушается она сатаною, и получает избавление от искушений. Здесь же присовокуплены некоторые весьма поучительные вопросы.

Беседа 27. Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые, исполненные божественной мудрости, вопросы.

Беседа 28. В беседе сей описывается и оплакивается бедствие души, и именно, что по причине греха не обитает в ней Господь; также говорится об Иоанне Крестителе, что никто из рожденных женами не больше его.

Беседа 29. Раздаяние благодати человеческому роду Бог совершает двояким образом, с тем, чтобы плодов ее потребовать на праведном суде.

Беседа 30. Душе, чтобы войти в царствие Божие, должно родиться от Святого Духа, и каким образом бывает сие.

Беседа 31. Верующему должно перемениться в уме своем и собрать в Бога все помыслы, в чем действительно и заключается все служение Богу.

Беседа 32. Слава христиан даже ныне пребывает в душах их во время же воскресения обнаружится и прославит тела, по мере их благочестия.

Беседа 33. Должно непрестанно и усердно молиться Богу.

Беседа 34. О славе христиан, какой в воскресение сподобятся тела их, просветившись вместе с душами.

Беседа 35. О ветхой и новой субботе.

Беседа 36. О двояком воскресении душ и тел, и о различной славе воскрешенных.

Беседа 37. О рае и о духовном законе.

Беседа 38. Много внимательности и разумения потребно нам при изведании истинных христиан и того, кто истинный христианин.

Беседа 39. Для чего дано нам Богом божественное писание?

Беседа 40. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других.

Беседа 41. Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках.

Беседа 42. К совершенству ведет человека, или вредит ему, не внешнее, но внутреннее, то есть, или Дух благодати, или дух лукавства.

Беседа 43. О преуспеянии человека христианина, вся сила которого зависит от сердца, что и описывается здесь в разных чертах.

Беседа 44. О том, какую перемену и какое обновление в человеке христианине совершает Христос, уврачевавший душевные страсти и недуги.

Беседа 45. О том, что не искусство какое, не богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека с Богом.

Беседа 46. О различии между словом Божиим и словом мира, между чадами Божиими и чадами мира сего.

Беседа 47. Иносказательное истолкование того, что было под законом.

Беседа 48. О совершенной вере в Бога.

Беседа 49. Нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не приимет он участия в блаженстве иного мира.

Беседа 50. Бог чудодействует во Святых Своих.

Тел./факс: (+375 17) 254-79-56

Тел.: (+375 17) 254-79-57

ibe@inbox.ru

г. Минск, ул. Притыцкого, 65 (магазин, администрация, редакция)

Будние с 9.00 до 19.00. Выходные - суббота и воскресенье.

Источник:

xn--90an8d.xn--90ais

Духовные беседы

Египетский М. Духовные беседы

Духовные беседы. Преподобный Макарий Египетский
  • Описание
  • Отзывы (0)

Вниманию читателей предлагаются творения одного из величайших отцов Древней Церкви — преподобного Макария Великого, египетского пустынника IV века, последователя преподобного Антония Великого. Сочетая путь уединения и безмолвия с отеческой заботой о братии, подвижник поддерживал вверенных ему духовных чад не только молитвой и личным примером, но и исполненными глубокой мудрости наставлениями.

Основная тема творений преподобного Макария Великого — очищение человека от греха в самых сокровенных «тайниках души», которое есть необходимое условие для восхождения к истинному созерцанию Бога. Подвижник неизменно возвращает внимание читателя к этому важному вопросу: человек может не замечать, насколько глубоко грех укоренился в нем, и тем самым оставаться без духовного исцеления, несмотря на видимость покаяния. Но, открывая глубину падения человека, преподобный Макарий Великий показывает вместе с тем и высоту духовного совершенства в стяжании полноты бытия во Христе, к которой призван каждый человек в предвечном замысле Творца.

Печатается по изданию: Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. Переведены с греческого при Московской Духовной Академии. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904.

Писания святого Макария

Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова

Преподобного отца нашего Макария Египетского исполненные весьма великой пользы — духовные беседы (о совершенстве, к какому обязаны и о каком должны стараться христиане)

Иносказательное изъяснение видения, описанного пророком Иезекиилем

О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю

О том, что братия между собою должны жить искренно, в простоте, в любви, в мире, вести же борьбу и брань с внутренними помыслами

Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от Ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего

Велика разность между христианами и людьми мира сего. Одни, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами; а другие вожделевают любви Небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний

Намеревающиеся благоугождать Богу должны совершать молитвы в мире, в безмолвии, в кротости и премудрости, чтобы, молясь с воплями, не стать соблазном для всех. В сей же беседе заключаются два вопроса: вещественные ли творения суть престолы и венцы? И что такое дванадесять престолов израилевых?

О снисхождении Христовом к человеку. Беседа сия заключает в себе также несколько вопросов и ответов

О том, что бывает с христианами во время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть могут ли христиане достигать совершенной меры

О том, что Божий обетования и пророчества исполняются при различных испытаниях и искушениях и что от искушений лукавого избавляются приверженные к единому Богу

О том, что дары Божией благодати сохраняются и умножаются смиренномудрием и усердием, утрачиваются же превозношением и нерадением

О том, что сила Духа Святаго в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся два разговора: один — Христа с лукавым сатаною, а другой — грешников, с сатаною же

О состоянии Адама до преступления им Божи-ей заповеди и после того, как утратил он и собственный свой и небесный образ. Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов

О том, какого плода требует Бог от христиан

О том, что посвящающие Богу помыслы и ум делают сие в надежде, что просветятся очи их сердца, что Бог сподобляет таковых в святости и величайшей чистоте приступать к Таинствам и уделяет им благодать Свою; также о том, что должны делать мы, желающие получить какое-либо из небесных благ; наконец, о том, что апостолы и пророки подобны солнечным лучам, входящим в окно. Еще беседа учит, что такое земля сатанинская и земля ангельская — обе неосязаемые и невидимые

Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред Женихом своим Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы — например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, — и иные многие: о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода

О том, что духовные люди подлежат искушениям и скорбям, проистекающим от первого греха

О духовном помазании и славе христиан и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником вечной жизни

О сокровище христиан, то есть о Христе и о Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства

Христиане, желающие преспевать и возрастать, должны понуждать себя ко всему доброму, чтобы избавиться им от живущего в них греха и исполниться Духа Святаго

Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати

Христианину предстоит двоякая брань, а именно: внутренняя и внешняя, и последняя состоит в удалении себя от земных развлечений, а первая происходит в сердце с помыслами, какие внушаются лукавыми духами

О двояком состоянии отходящих от жизни сей

Как царский и многоценный бисер могут носить только родившиеся от царского семени, так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам

Состояние христиан подобно купле и закваске. Как купцы собирают земные прибытки, так христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благости

Беседа сия учит, что ни один человек, если не подкреплен Христом, не в силах преодолеть соблазны лукавого, показывает, что должно делать желающим себе Божественной славы; и еще учит, что чрез Адамово преслушание впали мы в рабство плотским страстям, от которого избавляемся таинством Креста; а наконец, показывает, как велика сила слез и Божественного огня

О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души и о том, как искушается она сатаною и получает избавление от искушений. Здесь же присовокуплены некоторые весьма поучительные вопросы

Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые исполненные Божественной мудрости вопросы

В беседе сей описывается и оплакивается бедствие души, и именно, что по причине греха не обитает в ней Господь; также говорится об Иоанне Крестителе, что никто из рожденных женами не больше его

Раздаяние благодати человеческому роду Бог совершает двояким образом, с тем, чтобы плодов ее потребовать на праведном суде

Душе, чтобы войти в Царствие Божие, должно родиться от Святаго Духа, и каким образом бывает сие

Верующему должно перемениться в уме своем и собрать в Бога все помыслы, в чем действительно и заключается все служение Богу

Слава христиан даже ныне пребывает в душах их; во время же воскресения обнаружится и прославит тела по мере их благочестия

Должно непрестанно и усердно молиться Богу

О славе христиан, какой в воскресение сподобятся тела их, просветившись вместе с душами

О ветхой и новой субботе

О двояком воскресении душ и тел и о различной славе воскрешенных

О рае и о духовном законе

Много вникательности и разумения потребно нам при изведании истинных христиан и того, кто истинный христианин

Для чего дано нам Богом Божественное Писание?

О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других

Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках

К совершенству ведет человека или вредит ему не внешнее, но внутреннее, то есть или Дух благодати, или дух лукавства

О преспеянии человека христианина, вся сила которого зависит от сердца, что и описывается здесь в разных чертах

О том, какую перемену и какое обновление в человеке христианине совершает Христос, уврачевавший душевные страсти и недуги

О том, что не искусство какое, не богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека с Богом

О различии между словом Божиим и словом мира, между чадами Божиими и чадами мира сего

Иносказательное истолкование того, что было под Законом

О совершенной вере в Бога

Нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не примет он участия в блаженстве иного мира

Бог чудодействует во святых Своих

Преподобного отца нашего Макария Египетского Семь слов

О хранении сердца

О совершенстве духовном

О терпении и рассудительности

О возвышении ума

Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Макария Египетского

Источник:

www.xn--80aeopmfjx.xn--p1ai

Книга - Духовные беседы - Египетский Макарий - Читать онлайн, Страница 1

Духовные беседы

Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем

1. Пророк Иезекииль поведал Божественное и славное явление и видение, которое видел, и описал оное, как явление, исполненное неизглаголанных таин. Видел же он на поле херувимскую колесницу, четырех духовных животных. У каждого животного было четыре лица: одно лице львиное, другое лице орлиное, еще лице тельчее и лице человеческое. И у каждого лица были крыла, так что ни у одного невозможно было различить, где — передняя, или задняя сторона. Плещи их исполнены были очес, и перси также полны очей, и не было места, неисполненного очей. При каждом лице было по три колеса, как бы колесо — в колесе, и в колесах был дух. И Пророк видел как бы подобие человека, и подножие у него — как бы сапфирное. Колесница сия (то есть Херувимы и животные) носила на себе восседающего Владыку. Куда ни угодно было Ему шествовать, — животные всюду обращены были лицом. И Пророк видел под Херувимами как бы руку человечу, которая их поддерживала и носила (Иезек. 1, 5–28).

2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его, и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся лицем, вся оком; нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного; но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная красота славы Света-Христа. И как солнце везде себе подобно: — нет у него ни одной последней или недостаточной части, но, состоя из частей одинаковых, все оно всецело блистает светом, и все есть свет, или, как огонь, то есть самый свет огня, весь сам себе подобен, и не имеет в себе ни первого ни последнего, ни большего ни меньшего: так и душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым, и сподобившаяся стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил и украсил ее духовною лепотою Христос, Который и носит, и водит, и поддерживает, и подъемлет ее. Ибо сказано, что рука человеча была под Херувимами (Иезек. 1, 7). Сам Христос и носим бывает душею, и водит ее.

3. Четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных сил разумной души. Как орел царствует над птицами, лев — над дикими зверями, вол — над кроткими животными, а человек — над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная колесница, в них почивает Бог. А по иному способу объяснения, разумеется сие о небесной Церкви Святых. И как там Пророк говорит о животных, что высота их была чрезмерна, что они исполнены очей, и что никому невозможно было объять число очей, или высоту, потому что не дано ведения о сем; как звезды на небе всякому человеку дано видеть и дивиться им, узнать же число их никому невозможно: таким же образом в небесную Церковь Святых войти и наслаждаться в ней дано всем желающим подвизаться, но узнать и объять число Святых, — сие принадлежит единому Богу. Сидящий на колеснице и на престоле всеочитых животных, то есть, в каждой душе, соделавшейся престолом и седалищем Его, ставшей оком и светом, шествует и носится, восседая на ней, и правя браздами духа, и направляя ее, как Сам знает. Как духовные животные шествовали, не куда сами хотели идти, но куда знал и хотел Сидящий на них и Направляющий их, так и душами Сам правит, и водит их, указуя путь Духом Своим. Таким образом, не по своей воле, когда хотят, возносятся души в небеса; но Бог направляет душу, свергнув тело, стремиться мыслию в небеса, и опять, когда угодно Ему, ходит она во плоти и в помыслах, то по Его же воле переходит к пределам земли, и Он показывает ей откровения таин. О подлинно превосходный, благий, единый и истинный Браздодержец! Так, если душа предпрославлена ныне, и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в воскресении.

4. А что души праведных соделываются светом небесным, — о сем сам Господь сказал Апостолам: вы есте свет мира (Мф. 5, 14). Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки (15, 16). А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим. И еще: Светильник телу есть око: аще убо будет око твое светло, все тело твое просветится: аще же око твое лукаво, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми (Мф. 6, 22–23)? Как очи суть свет для тела; и когда очи здоровы, — все тело освещено; а когда попадет что в очи, и они омрачатся, тогда все тело бывает во тьме: так Апостолы были поставлены очами и светом для целого мира. Посему, Господь, заповедуя им, сказал: «если вы, будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено будет все тело мира. А если вы — свет мира — омрачитесь; то тма , то есть мир, кольми? » Итак, Апостолы, став светом, послужили светом для веровавших, просветив сердца их тем небесным светом Духа, которым просвещены были сами.

5. А как были они и солию, то всякую верующую душу растворяли и осоляли солию Святого Духа. Ибо Господь сказал им: вы есте соль земли (Мф. 5, 13), именуя землею человеческие души; потому что послужили они душам человеческим небесною солию Духа, растворив их и соделав негниющими и незараженными великим зловонием. Как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием, и по причине несносного смрада все отвращаются от него; и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем; но как скоро посыпана соль, — питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается; потому что соль, по природе своей, истребляет червей, и уничтожает зловоние: таким же образом и всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов; почему, лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, то есть, лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: возсмердеша и согниша раны моя (Пс. 37, 6). Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, — снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в Законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солию (Лев. 2, 13).

6. Итак, надобно, чтобы сперва заклал ее иерей, и она умерла, а потом, чтобы рассеченная на части была она осолена, и наконец, уже возложена на огонь. Ибо, если иерей предварительно не предаст овчати закланию и смерти, то не осоляется и не приносится оно во всеплодие Владыке. Так и наша душа, приступая к истинному Архиерею — Христу, должна быть от Него закланною и умереть для своего мудрования и для худой жизни, какою жила, то есть, для греха; и как жизнь оставляет жертву, должно оставить ее лукавство страстей. Как тело, когда из него выйдет душа, умирает и не живет уже тою жизнию, какою жило, не слышит, не ходит: так, когда небесный Архиерей Христос благодатью силы Своей предаст закланию и умертвит в душе жизнь для мира, умирает она для той лукавой жизни, какою жила, и уже не слышит, не говорить, не живет в греховной тьме; потому что лукавство страстей, как душа ее, по благодати выходит из нее. И Апостол взывает, говоря: мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14). Ибо душа, пока живет в мире и в греховной тьме, и не умерщвлена Христом, но имеет еще в себе душу порока, то есть действие тьмы греховных страстей, и сим питается, — не принадлежит телу Христову, не принадлежит телу света, но есть тело тьмы, и доныне еще находится на стороне тьмы; как и наоборот те, которые имеют в себе душу света, то есть силу Духа Святого, находятся на стороне света.

7. Но скажет кто-нибудь: почему душу называешь телом тьмы, когда она не произведение тьмы? — Обрати при сем внимание, и выразумей правильно. Как повседневную одежду, которую ты носишь, приготовил другой, а ты в нее одеваешься; равно и дом строил и сооружал иной, а ты в нем живешь: таким же образом и Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог по образу Своему, — облекся лукавый, как и Апостол говорит: совлек начало и власти, победил их на кресте (Кол. 2, 15). Ибо для того было и пришествие Господа, чтобы изгнать их и возвратить Себе собственный Свой дом и храм — человека. Посему-то душа называется телом лукавой тьмы, пока в ней пребывает греховная тьма; потому что там живет и содержится она в продолжение лукавого века тьмы, как и Апостол, упоминая о теле греховном и о теле смерти, говорит: да упразднится тело греховное (Рим. 6, 6); и еще: кто мя избавит от тела смерти сея (Рим. 7, 24)? Подобно сему, и наоборот, душа, уверовавшая в Бога, избавившаяся от греха, умершая для жизни темной и приявшая в себя свет Духа Святого, как жизнь, и в нем ожившая, там уже проводит жизнь свою; потому что там удерживается светом Божества. Ибо душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, и лукавство темных страстей вошло в нее вследствие преступления.

Источник:

detectivebooks.ru

Египетский М. Духовные беседы в городе Омск

В представленном каталоге вы можете найти Египетский М. Духовные беседы по разумной цене, сравнить цены, а также изучить другие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка товара может производится в любой населённый пункт РФ, например: Омск, Новокузнецк, Курск.