Каталог книг

Философия социальных и гуманитарных наук

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В учебном пособии анализируются философские проблемы социальных и гуманитарных наук: 1) общие методологические вопросы социально-гуманитарного познания; 2) философские проблемы отдельных социальных и гуманитарных наук (социологии, экономики, юридических наук, языкознания, менеджмента, психологии, педагогики); 3) философия различных областей социально-гуманитарной сферы (истории, политики, искусства, религии). Авторы книги - профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, других российских вузов, ученые институтов РАН. Адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, научным сотрудникам, всем, кто интересуется философией социально-гуманитарных наук. 2-е издание.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Философия социальных и гуманитарных наук Философия социальных и гуманитарных наук 541 р. labirint.ru В магазин >>
Е. В. Мареева, С. Н. Мареев, А. Д. Майданский Философия науки. Учебное пособие Е. В. Мареева, С. Н. Мареев, А. Д. Майданский Философия науки. Учебное пособие 1039 р. ozon.ru В магазин >>
Виктор Андреевич Канке История, философия и методология социальных наук. Учебник для магистров Виктор Андреевич Канке История, философия и методология социальных наук. Учебник для магистров 849 р. litres.ru В магазин >>
Основные проблемы философии социально-гуманитарных наук Основные проблемы философии социально-гуманитарных наук 7790 р. ozon.ru В магазин >>
Лебедев С. (ред) Философия соц. и гуманитарных наук Лебедев С. (ред) Философия соц. и гуманитарных наук 445 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
История и философия науки. Учебник История и философия науки. Учебник 1370 р. labirint.ru В магазин >>
Константин Воденко История и философия науки Константин Воденко История и философия науки 570 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Философия социальных и гуманитарных наук

Философия социальных и гуманитарных наук

Философия социально-гуманитарных наук — составная часть философии науки, изучающая закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социокультурных феноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных, научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Содержание [править] История становления

История становления философии социально-гуманитарных наук указывает, во-первых, на зависимость её содержания и целей от специфики социальной философии, на которой она базируется (позитивизм, антипозитивизм, марксистская философия), во-вторых, на постоянное изменение основной проблематики исследования, в третьих, на её связь с социологией науки, в-четвертых, на её развитие, прежде всего, как философии социальных наук (философия социальных наук разработана лучше, чем философия гуманитарных наук). Концептуально единой философии социально-гуманитарных наук в настоящее время не создано, так как процесс её развития еще не завершен.

[править] Предмет философии социально-гуманитарных наук

Философия социально-гуманитарных наук рассматривает социально-гуманитарные науки в трех аспектах:

  • как познавательную деятельность;
  • как систему дисциплинарно организованных знаний;
  • как социальный институт.

[править] Структура философии социально-гуманитарных наук

Основными разделами философии социально-гуманитарных наук в настоящее время являются:

  • онтология социально-гуманитарных наук (бытие наук, социально-гуманитарная картина общества);
  • гносеология социально-гуманитарных наук (процедура научного познания в социальной сфере);
  • методология и логика социально-гуманитарных наук (законы, методы, формы социального научного познания);
  • аксиология социально-гуманитарных наук (идеалы, нормы социального познания);
  • социология социально-гуманитарных наук (общественные науки как социальный институт);
  • экономическое и правовое регулирование социально-гуманитарных наук (механизмы управления общественными науками).

[править] Современное состояние философии социально-гуманитарных наук

Процесс становления и развития философии социально-гуманитарных наук является сложным и незавершенным по ряду следующих причин:

  • социально-гуманитарные науки возникли позже естественно-технических;

[править] Функции философии социально-гуманитарных наук

Философия социально-гуманитарных наук обладает многофункциональными возможностями. К ним относятся следующие основные функции:

  • познавательная — даёт знания о социально-гуманитарных науках;
  • мировоззренческая — создает систему взглядов ученого на окружающее общество;
  • методологическая — учит правилам социального познания;
  • аксиологическая — ориентирует на определенные идеалы, нормы социального познания;
  • критическая — учит разумному сомнению в возможностях социально-гуманитарных наук;
  • воспитательная — формирует положительные качества ученого;
  • рефлексивная — позволяет ученому осознать себя как значимую личность;
  • идеологическая — ориентирует ученых на поддержку интересов отдельных групп людей;
  • прогностическая — позволяет предвидеть тенденции развития социально-гуманитарных наук в будущем.

Роль и значение философии социально-гуманитарных наук в перспективе будет возрастать в связи с ростом значения науки в решении глобальных, духовных проблем человечества.

Персональные инструменты Пространства имён Просмотры Поиск Инструменты
  • Последнее изменение этой страницы: 11:48, 14 февраля 2015.
  • К этой странице обращались 5826 раз.

Текст страницы доступен по условиям лицензии GNU Free Documentation License. Материалы могут быть скопированы при условии указания активной ссылки на источник копирования в теле статьи (на той же странице). В отдельных случаях могут действовать условия лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike, информацию об этом можно просмотреть на странице обсуждения.

  • Политика конфиденциальности
  • Описание Циклопедии
  • Отказ от ответственности

Источник:

cyclowiki.org

Философия социальных и гуманитарных наук

1. Общее представление о социальной философии и системе социально-гуманитарных наук Делись добром ;) Похожие главы из других работ: 3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии

мировоззрение античный философия пространство Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире.

Глава 3. Общее и особенное в Античной и Средневековой философии 3. Перспективы развития гуманитарных наук

гуманитарный наука методология религия Научная мысль, как известно, развивалась крайне неравномерно - ее лидеры менялись в зависимости от изменений, происходивших в культуре, в мировоззрении общества, в иерархии его ценностных ориентаций.

2.1 Общее представление о системах и системном подходе

Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы и составляющие.

2.1 Общее представление о появлении даосизма

Одно из самых интересных направлений китайской философии - это даосизм. Даосизм по существу непостижим, поскольку есть, к примеру, такая легенда. Представьте себе.

1. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” -- любовь и “sophia” -- мудрость и означает любовь к мудрости. Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае.

3. Значение понятий пространства и времени не только для естественных, но и для гуманитарных наук

пространство время познание В современной науке используются такие понятия, как физическое, геологическое, географическое, биологическое, психологическое, социальное, историческое пространство и время.

1.1 Представление о социальной философии

Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию.

1.2 Представление о системе социально-гуманитарных наук

Все науки по их предмету и методу можно разделить на науки о природе и науки о культуре. Это подразделение было предложено В. Виндельбандом и затем подробно разработано Г. Риккертом еще в XIX веке. Риккерт считал.

1.3 Общее представление о социальной философии в системе наук об обществе

Социальная философия является наукой в том же смысле, что и другие науки об обществе. Она отправляется в конечном счете от эмпирически данного мира социальных отношений; на этой основе ею создаются теории.

1. Общее представление о пространстве и времени

пространство время материя Пространство и время являются общими формами существования материи. Они не существуют вне материи и независимо от нее.

Философия в системе культуры. Функции и значение философии

Философствование как особая форма человеческой реальности само является предметом исследования методами философии, т. е. налицо философствование по поводу философствования, рефлексия философствования.

2. Аспекты философии в современной образовательной системе

Сегодня специализация в науке и производстве приобрела массовый и необратимый характер. Прямой результат этой специализации то, что специалисты теряют связь с остальными сферами производства и не могут охватить мир как целое.

1. Место философии в системе общественной и духовной культуры

Неискушенный человек соотнесет слово "философия" прежде всего со словом "культура", тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие "культура" более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука.

Источник:

fil.bobrodobro.ru

Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть) - Лекции - Философия науки

Лекции - Философия науки - файл 1.doc Доступные файлы (1): Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть) Специфика социально-гуманитарного познания.

Естественники (математики, физики) не признают гуманитарные дисциплины за науку.

Социальное познание, как и познание природных явлений, строится на противопоставлении объекта и субъекта знания, в результате которого возникает активное отношение субъекта к объекту, стремление представить и выразить некую объективную реальность в сознании (знании) человека. Объектом социально-философского знания (познания) выступает общество, все многообразные проявления, объективной для познающего субъекта, жизнедеятельности людей. Роль объекта в структурировании социального познания, в определении направлений развития познавательного процесса, в возникновении различных его типов, форм и уровней весьма значительна. Различая объекты социального познания (мораль, право, воспитание), мы тем самым выявляем и научные дисциплины, которые их изучают (этика, правоведение, педагогика). Различные уровни и состояния социального объекта, их пространственные и временные характеристики, в свою очередь, также дифференцируют направления исследований. Так, общественная история как объект исследований дифференцируется в историческом познании на всеобщую и региональную историю, историю отдельной страны или народа, историю определенного периода (например, историю Средних веков) и т.п. Будучи важной стороной познавательного отношения, социальный объект познания все же относительно более пассивная его сторона. Не все в объекте социального познания становится конкретным предметом исследования, а лишь то, что интересует познающего субъекта.

Во-первых, рациональность, то есть предельно точный расчет адекватных средств в достижении предварительно поставленных целей познания, а также способность сформулировать проблему того, что ранее рассматривалось как данность.

Источник:

gendocs.ru

Философия социальных и гуманитарных наук - Мартынович С

Мартынович С.Ф. (Ред.) Философия социальных и гуманитарных наук - файл n1.docx

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Миронов В.В.(ред.) Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук (Документ)
  • Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук (Документ)
  • Курочкина Г.И. Философия социально-гуманитарных наук (Документ)
  • Стризое А.Л., Крапивенский С.Э, Омельченко Н.В. и др. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (Документ)
  • Матяш Т.П. (ответ. ред.). Философия науки (Документ)
  • Программа социологического исследования - Проблема снижения интереса к чтению у школьников (Программа)
  • Курбатов В.И. Обществознание (Документ)
  • Ромек Е.А. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. Учебное пособие (Документ)
  • Шохин В.К. Философия религии: альманах 2006-2007 (Документ)
  • Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций (Документ)
  • Конев В.А. Социальная философия (Документ)
  • Панарин А.С. Философия политики (Документ)

кафедры философии культуры и культурологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

М29 Философия социальных и гуманитарных наук: Книга для чтения по программе кандидатского минимума «История и философия науки» / Редактор-составитель – доктор философских наук, профессор

Мартынович С. Ф. – Саратов: Издательский центр “Наука”, 2009. – 503 с.

Саратовского Императорского Николаевского Университета -

Источник:

nashaucheba.ru

Предмет социально-гуманитарных наук

Предмет социально-гуманитарных наук. Философия - интегральная форма социально-гуманитарного знания

Все науки имеют и социальный, и гуманитарный аспекты, по­скольку любая наука производится человеком или группой ученых, научными сообществами и т.д., а потому так или иначе связана с обществом и обусловлена социально-культурными детерминанта­ми. Кроме того, все науки имеют общую направленность на изуче­ние законов или природы, или общества, человеческой истории, культуры, или самого познания, мышления. В любом случае речь идет о законах реального мира (а не трансцендентного, потусторон­него), отражающих сущность вещей и явлений, устойчивые связи, существующие в мире между ними. Во всех науках создаются тео­рии, выдвигаются гипотезы, применяются общенаучные и специ­альные методы, используются факты и т.д.

Когда мы говорим об изучении социально-культурных процессов и явлений (общество, культура, человек), мы можем зафиксировать следующие общепринятые в современном научном сообществе от­личия социально-гуманитарного знания от естественнонаучного:

1. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются са­

мими людьми в процессе их жизнедеятельности в обществе, они свя­

заны с повседневной жизнью людей и общества (хотя могут и не осоз­

наваться людьми, восприниматься как слепые, стихийные силы).

2. Законы общества и культуры менее долговечны, чем законы природы: они «историчны». Особенно хорошо это видно на при­мере экономических, правовых, политических законов.

3. Поскольку люди не только изучают общество и культуру, но и творят их, невозможно «убрать» личностное отношение иссле­дователя к предмету его исследования. В социально-гуманитар­ном познании, гораздо более, чем в естественнонаучном, просле­живаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и моральные предпочтения, эмоциональный склад личности, влияние политики государства, интересов разных слоев общества, амбиции авторитетов отдельных ученых и науч­ных сообществ и т. д. Содержание социально-гуманитарного зна­ния, его идеи и теории непонятны вне контекста общественных интересов тех слоев общества, которые являются главными соци­альными объектами этих теорий и гипотез.

4. Социально-гуманитарное знание пользуется методами, ко­торые «не работают» в естественных науках (подробно см. раздел И, гл. 2, §1).

5. Социально-гуманитарное познание носит ценностно-оценоч­ный характер: объект не только познается, но и оценивается субъек­том (о проблеме ценности и оценки см. раздел II, гл.З). Критерий оценки социальных теорий всегда различен, но всегда связан с не­ким образцом, нормой или идеальным состоянием общества. Так, в качестве критерия оценки значимости социальной теории могут вы­ступать степень свободы общества и личности, устремленность к де­мократии, коммунизму, «граду Божьему», развитие интеллектуаль­но-моральных качеств личности, развитие производительных сил общества и пр. Обычно такое идеальное состояние общества опре­деляет понимание «прогресса» и «регресса» и служит мерой оценки движения общества к желаемой цели.

Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Раз­ные мыслители по-разному определяют этот предмет. Так, отече­ственный философ и культуролог М.М. Бахтин считал, что пред­метом социально-гуманитарных наук являются «общество, история, культура, личность», Гегель относил к этому предмету «це­лесообразную деятельность людей», а Г. Риккерт — «процессы куль­туры», «культурное человечество». Здесь необходимы некоторые пояснения. Помимо вышеназванных мыслителей практически все выдающиеся философы (Ф. Энгельс, М. Вебер, Т. Адорно, Р. Рор-ти, И. Пригожий, В. Соловьев и мн. др.) рассматривали проблему предмета социально-гуманитарных наук. Однако их концепции имеют сугубо специальный характер и могут быть адекватно по­няты только философами-специалистами. Поэтому мы их не рас-сматриваем.

В рамках учебного пособия мы рассмотрим тот аспект предме­та социально-гуманитарных наук, который связан с исследовани­ем человека и который признается большинством ученых. Для того чтобы выяснить, в каком ракурсе человек является предметом со­циально-гуманитарных наук, воспользуемся методом исключения: (а) социально-гуманитарные науки не изучают биологический организм человека. Этим занимаются биология, медицина и дру­гие науки; (б) индивидуальные особенности психики человека, особенности индивидуального мышления, восприятия, обучения и воспитания уже относятся, несомненно, к социально-гумани­тарному знанию (психология, педагогика, этика и др.), но не яв­ляются ядром социально-гуманитарных наук; (в) социально-гума­нитарное знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек—общество», где человек изучается как со­циокультурный феномен в контексте культуры, а также экономи­ческих, политических, правовых, религиозных, экологических и других социальных явлений. Предметом социально-гуманитарно­го знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».

Философия с момента своего возникновения и по сегодняш­ний день выступает как интегральная (обобщающая) форма со­циального и гуманитарного знания. Достаточно указать, что большинство социальных наук (политология, социология, тео­ретическая экономика, теория права и др.) и большинство гу­манитарных наук (психология, педагогика, культурология, ис­кусствоведение и др.) «вышли» из философии, т. е. зародились и развивались в рамках философского знания, впоследствии от­делившись от него; этот процесс «отделения» происходит и се­годня. Примером могут служить такие современные науки, как конфликтология, философия права и др.

Философия с начала своего возникновения, являясь теоре­тической формой человекознания, т.е. знания о человеке как со­циокультурном феномене, неизбежно берет на себя функции синтеза социально-гуманитарного знания. Если конкретные со­циально-гуманитарные науки дают локальное понимание мира и человека в нем («человек политический», «человек экономи­ческий», «человек обучаемый», «человек производящий», «че­ловек творящий» и т.д.), то философия способна дать понятие «.человека вообще», определить, что есть человек вообще, пост­роить общенаучную картину мира, выходящую за рамки пред­мета отдельных наук. Более того, философия способна создать такую картину мира, в которой кроме научных знаний учиты­ваются знания, создаваемые религией и искусством, т. е. пре­дельно общую картину мира. Сейчас, в начале XXI века, когда мы фиксируем противостояние между великими религиями и культурами Запада и Востока, философия может выполнить функцию синтеза знаний и культур, показать возможность цен­ностного и мировоззренческого единства современной цивили­зации, что сможет удержать духовную культуру человечества от опасности распада на множество враждебных идей, ценностей и мировоззрений.

В чем главное отличие философии от конкретных наук, как естественных, так и социально-гуманитарных?

1. Конкретные науки, определив собственный объект исследо­

вания, рассматривают его вне системы присущих ему связей и от­

ношений (например: человек как биологическое существо, или

человек как субъект права). Этим достигаются предметная точ­

ность, строгость понятийного аппарата, доказательность и т.д.

Философия к такой однозначности и точности не стремится. По­

нятия философии более гибкие, так как ими определяются наи­

более общие, предельные законы бытия, общества и мышления,

чего нет в конкретных науках.

2. Познание в философии носит специфический характер, оно

выступает как понимание смыслов, заложенных в исследуемых

явлениях. Философ изучает не столько сами явления, сколько

смысл этих явлений для человека. Именно так понимал филосо­

фию выдающийся отечественный мыслитель М.М. Бахтин: «Мес­

то философии. Она начинается там, где кончается точная науч­

ность и начинается инонаучность. Ее можно определить как

метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)». Филосо­

фия опирается на весь познавательный опыт человечества, а не

только на опыт одной или нескольких наук, она выступает как са­

мосознание теоретической деятельности в целом, а потому не аб­

солютизирует ни одну научную методологию. Никакая другая на­

ука на это не способна. Эта особенность философии ставит ее выше

ограниченности и относительности любого конкретно-научного

знания. Как форма ценностного сознания философия может обоб­

щить и предложить человеку и человечеству системы ценностей,

выработанные культурой. Свобода же человека во многом зависит

от возможности выбора той системы ценностей, через которую он

себя самореализует в мире. Именно поэтому многие великие уче­

ные видели в философии «путь к свободе».

Философия — интегральная форма социально-гуманитарного знания. Она занимает в системе наук (и в культуре человечества в целом) особое положение, в силу того, что способна синтезировать данные наук и вненаучных форм знания (религия, искусство) в це­лостное мировоззрение и целостную картину мира, дать человеку и человечеству в целом рациональные и ценностные ориентиры.

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.041 сек.)

Источник:

studall.org

Философия социальных и гуманитарных наук в городе Самара

В представленном каталоге вы можете найти Философия социальных и гуманитарных наук по разумной цене, сравнить цены, а также найти похожие книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка товара производится в любой населённый пункт России, например: Самара, Томск, Астрахань.