Каталог книг

Отсутствует Мудрость в притчах

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В этой книге поистине сконцентрирована мудрость тысячелетий человеческой истории. Здесь вы найдете только избранные притчи Востока и Запада, Севера и Юга. Суфийские, даосские, буддийские, индуистские, дзенские, хасидские и христианские притчи придадут вашему сознанию ясности и свежести. А сокровенный опыт сотен поколений людей поможет принять правильное решение в сложных перипетиях этого изменчивого мира. Книга также выходила под названием «Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления».

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Лиственная Е. Житейская мудрость в притчах Лиственная Е. Житейская мудрость в притчах 382 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба Ведическая мудрость в притчах и историях Кн. 1 Бхагаван Шри Сатья Саи Баба Ведическая мудрость в притчах и историях Кн. 1 223 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба Ведическая мудрость в притчах и историях Кн. 2 Бхагаван Шри Сатья Саи Баба Ведическая мудрость в притчах и историях Кн. 2 250 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.1 Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.1 580 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.2 Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.2 446 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лопатина А. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.3 Лопатина А. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.3 457 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.4 Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок Уроки нравственности в притчах...Кн.4 536 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать Жемчужины мудрости

Отсутствует Мудрость в притчах
  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 530 246
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 458 518

Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления

© Евтихов О.В., текст, 2010

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Многим читателям уже известна книга «Грааль мудрости: притчи и метафоры» (Речь, 2005), которая обрела широкую популярность и была неоднократно переиздана. Сборник «Жемчужины мудрости»[1] представляет собой не столько продолжение книги «Грааль мудрости», а скорее является ее последующим развитием, перевоплощением. В него вошли действительно лучшие, избранные притчи как из числа уже описанных ранее, так и множество новых. Для лучшего восприятия все притчи и истории литературно переработаны, классифицированы и представлены в трех тематических разделах.

В первом разделе «Игры разума и уроки мудрости» собраны наиболее интересные поучительные притчи, расширяющие границы восприятия и отражающие типичные стереотипы поведения, часто ограничивающие человека. Мудрость многих из них раскрывается через персонаж непосвященного, простоватого человека, который сталкивается с какой-либо проблемой и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит поражение.

Во втором разделе «Житейские, современные и сказочные истории» содержатся притчи, раскрывающие сложные семейные взаимоотношения, а также проблемы «родителей и детей». Отдельными подразделами в него вошли истории с современными персонажами, события которых приближены к настоящей реальности, а также истории со сказочными персонажами.

В третьем разделе «Классические притчи различных религиозно-философских учений» приведены наиболее представительные даосские, буддистские, индуистские, дзенские, хасидские и христианские притчи, в которых отражены некоторые положения соответствующих религиозно-философских учений, а также затрагиваются сложные взаимоотношения Человека и Бога.

Большинство притч донесено до нас через века, и первоначальное авторство многих из них утрачено. Истории пересказывались и переписывались, из поколения в поколение изменяясь и трансформируясь соответственно духу времени и пересказчика. Поэтому в настоящее время в отношении многих «классических» притч можно говорить только об интерпретационном авторстве.

Назовем самых известных авторов восточных притч: Низам ад-Дин Навои-Фани – поэт и мыслитель, писавший под псевдонимами Навои и Фани, родился в Герате в 1441 году; Джалал ад-Дин Мухаммад Руми – величайший суфийский поэт Ирана, классик мировой литературы, родился в 1207 году; Абд ар-Рахман Джами – персидский поэт, мыслитель и суфийский учитель, родился в 1414 году; Абу Хамид аль-Газали – великий мыслитель и богослов, выдающийся знаток и толкователь Корана, родившийся в 1058 году.

Из числа авторов XX века, являющихся носителями различных религиозно-философских учений, наиболее выделяются: Идрис Шах – суфийский мастер, писатель и ученый, автор множества книг, родился в Симле (Индия) в 1924 году; Бхагван Шри Раджниш (Ошо Раджниш) – просветленный мастер из Индии, популяризатор множества притч различной религиозно-философской направленности, родился в 1931 году в Кушадве; Сатья Саи Баба – индуистский гуру родом из Южной Индии, автор-пересказчик многих ведических притч, родился в 1926 году; Мартин Бубер – широкоизвестный еврейский философ, общественный и религиозный деятель, популяризатор многих хасидских притч, родился в 1878 году в Вене.

Многие из даосских притч доступны нам благодаря сохранившимся древнекитайским трактатам, наиболее примечательным из которых является одноименный трактат Чжуанцзы. В числе современных популяризаторов даосских притч можно выделить Марка Форстейтера, автора книги «Даосские притчи», в которой он представил свои интерпретации притч Чжуанцзы, а также профессора В.В. Малявина, известного китаеведа, переводчика многих древнекитайских трактатов, благодаря которому эти трактаты стали доступны русскоязычному читателю.

Из числа популяризаторов дзен-буддизма и дзенских притч особо отметим Томаса Клири – доктора философских наук, специалиста по восточноазиатским языкам и цивилизациям, писателя и переводчика буддийской, даосской и конфуцианской литературы, автора многих книг, в том числе «Мудрость дзен. Сто историй пробуждения»; а также Пола Рэпса – автора известной книги «Плоть и кости дзен», в которой автор собрал воедино четыре книги по дзен-буддизму, одна из которых «101 дзенская история».

Также отметим современных авторов-составителей и популяризаторов притч. В их число входят: Г.А. Ганус (Терлецкая), В.Г. Кротов, О. Капралова, С.А. Кукушкин (Терлецкий), В.В. Лавский, И. Медведева, Н. Оуэн, М.А. Павлова, Н. Пезешкян, Л.Ф. Сидоркова, Р. Шапиро, Энтони дэ Мэлло, А. Якушев и другие.

Несмотря на то что большинство историй в этой книге нами пересказаны на свой лад, мы будем делать ссылки на печатные источники некоторых историй. В окончании сборника приведен полный список используемой литературы.

Надеюсь, что книга окажется интересной и полезной для вас.

Ваше мнение о книге, вопросы, замечания и предложения автору вы можете сообщить по электронной почте:

На протяжении всей человеческой истории легенды и притчи играли важную обучающую и развивающую роль на всех уровнях, от сакрального до обыденного. Они содержат в себе мудрость веков, которая учит нас находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение. Одни притчи несут вдохновение, другие побуждают смеяться, третьи – задуматься. Они открывают новые жизненные ориентиры, ненавязчиво предлагая пути будущих изменений и личностного роста.

В классическом понимании притча (слав. притъка – случай, происшествие) – это краткий иносказательный, образный рассказ, часто употребляемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин. При этом притча в отличие от басни обычно не содержит прямого наставления или морали. Слушатель сам может его вывести. Возможно, поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал словами: «Имеющий уши слышать да услышит».

У каждого человека своя картина мира с соответствующими представлениями, принципами, ценностями, социальными установками и жизненной философией. У одних людей – тех, кто привержен определенной религии, – жизненная философия содержит элементы соответствующего религиозно-философского учения. У других людей она скорее интуитивно-собирательная, у третьих находится в стадии формирования. Но в любом случае, для того чтобы лучше понять человека, необходимо постичь его представления об окружающем мире. А для того, чтобы какое-либо понимание донести до человека, необходимо, чтобы оно адекватно соотносилось с его картиной мира, нашло в ней соответствующее отождествление. Каждый взрослый знает, что одним из лучших средств для этого являются сказки и другие иносказательные истории.

Притчи, как и другие подобные истории, обладают важным фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Некто сталкивается с какой-то проблемой и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации оказаться подходящим и для других людей.

Опубликован также расширенный вариант книги «Жемчужины мудрости» под названием «Мудрость в притчах», в который входит два дополнительных раздела: «Притчи и истории «россыпью» и «Справочная информация о традиционных религиозно-философских учениях».

Источник:

www.litmir.me

Мудрость в притчах

LiveInternetLiveInternet
  • Франция (31)
  • Швейцария - мечта (22)
  • Разное (11)
  • Шоколадное настроение (10)
  • История (10)
  • Дом Романовых (7)
  • Новогоднее (10)
  • Япония (9)
  • Санкт-Петербург (8)
  • Италия (8)
  • Молитва (8)
  • Кинозал (7)
  • Моя новая дачка (7)
  • Цветы садовые (1)
  • Интересненько (5)
  • Россия (4)
  • Золотое кольцо (3)
  • Суздаль (1)
  • Знаменитые женщины (4)
  • Обучающие фильмы и документальные (4)
  • (4)
  • Мир животных (3)
  • Волки (3)
  • Москва (3)
  • Мир сказки (3)
  • Крым (3)
  • Франция: Короли и королевы (3)
  • Аудиокниги (3)
  • Квиллинг (3)
  • Заготовки (2)
  • Мысли вслух (2)
  • Музеи мира (2)
  • С днём победы! (2)
  • Гадания (2)
  • оригами (2)
  • Великие люди (2)
  • Ромашка - лучик солнца (1)
  • Квиллинг (1)
  • Роза- царица цветов (1)
  • уроки живописи (1)
  • Дворцы и парки (1)
  • Развивающие игры (1)
  • Вышивка лентами (1)
  • Вышивка (1)
  • Всё о кино (1)
  • Фотошоп (1)
  • лекарственные растения (0)
  • Германия (0)
  • Эрмитаж (0)
  • Художественная галерея (0)
  • Тесты (0)
  • свит-дизайн (0)
  • Колокольчики (0)
  • Украшения (0)
  • Детское кино (0)
  • Напитки (0)
  • Дома и домики (0)
  • Английский язык (0)
  • начальное образование. Дидактические игры (0)
  • Магия камня (0)
  • Бисер (0)
  • Открытки своими руками (0)
  • Причёски (0)
  • фотошоп (0)
  • руны (0)
  • Начинающим в блогах Майла (0)
  • Вот это даааааа. (3)
  • Вышивка крестиком (6)
  • Вяжем спицами (66)
  • Вязание крючком (24)
  • декор дома (12)
  • Для детей (16)
  • Кукольный театр (1)
  • Для дневника (27)
  • Для души (27)
  • Здоровье (39)
  • целебные напитки (1)
  • Игры (1)
  • Изобразительное искусство (14)
  • Компьютер (16)
  • котоматрица (8)
  • Красота природы (6)
  • кулинария (173)
  • Сладкий стол (12)
  • Варенье (1)
  • Хлебопечка (1)
  • Салаты (1)
  • Заготовки (1)
  • Любимое (1)
  • Моющие средства (3)
  • Мудрые мысли великих людей (4)
  • Музыка (60)
  • Классическая музыка (6)
  • Психология (4)
  • Путешествия (87)
  • Испания (4)
  • Англия (2)
  • Чехия (1)
  • Радиоспектакли (4)
  • развлекалки (9)
  • религия (8)
  • рецепты красоты (41)
  • Рукоделки (52)
  • Солёное тесто (4)
  • Стихи (3)
  • Счастье (1)
  • цветы (7)
  • школа (1)
  • Юмор (2)
-Поиск по дневнику -Подписка по e-mail -Постоянные читатели -Сообщества -Трансляции -Статистика Мудрость в притчах

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?»

Притча о прощении

И вот Бог спрашивает одну из них:

- Зачем ты идёшь на Землю?

- Я хочу научиться прощать.

- Кого же ты собираешься прощать? Посмотри, какие души все чистые, светлые, любящие. Они настолько любят тебя, что ничего не могут сделать такого, за что их нужно прощать.

Посмотрела Душа на своих сестричек, действительно, она их любит безусловно, и они её так же любят!

Пригорюнилась Душа и говорит:

- А мне так хочется научиться прощать!

Тут подходит к ней другая Душа и говорит:

- Не горюй, я тебя так сильно люблю, что готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе испытать прощение. Я стану твоим мужем и буду тебе изменять, пить, а ты будешь учиться меня прощать.

Другая Душа подходит и говорит:

- Я тебя тоже очень люблю и пойду с тобой: буду твоей мамой, наказывать тебя, всячески вмешиваться в твою жизнь и мешать жить счастливо, а ты будешь учиться меня прощать.

Третья Душа говорит:

- А я буду твоей лучшей подругой и в самый неподходящий момент предам тебя, а ты будешь учиться прощать.

Ещё одна Душа подходит и говорит:

- А я стану твоим начальником, и из-за любви к тебе буду относиться к тебе жёстко и несправедливо, чтобы ты могла испытать прощение.

Ещё одна Душа вызвалась быть злой и несправедливой свекровью:

Таким образом, собралась группа любящих друг друга душ, придумали сценарий своей жизни на Земле для проживания опыта прощения и воплотились.

Но оказалось, что на Земле вспомнить Себя и о своём договоре очень сложно.

Большинство приняли всерьёз эту жизнь, стали обижаться и гневаться друг на друга, забыв о том, что они сами составили этот сценарий жизни, а главное - что все любят друг друга!

И тогда решил юноша стать воином сильным и смелым. Он подумал, что видя могучего бойца, в обмундировании, с наградами, девушка захочет стать его женой. И ушёл он в город, на солдатскую службу. Дослужился до офицера, отличился в боях, возмужал и вернулся героем в родную деревню. Но девушка даже не посмотрела в его сторону. Впрочем, она так и не выбрала своего суженого.

Тогда влюбленный мужчина решил стать богатым, уж тогда девушка точно не устоит перед дорогими подарками. Поступил он на службу к купцу телохранителем, учился у того. И вскоре открыл своё дело, разбогател и вернулся в родную деревню всеми уважаемым купцом. Но девушка равнодушно приняла его подарки, лишь показала ещё более щедрые подношения от других соискателей её руки.

И тогда решил мужчина набраться мудрости. Оставил он все свои богатства семье и пошёл по миру искать ума. Вернулся он через несколько лет в родную деревню, слывя человеком мудрым. Но не пошёл он к дому красавицы, а стал спокойно жить, делясь с другими своей мудростью.

Прошло время, девушка так и не вышла замуж, считая недостойными её красоты все предложения. Но поток дней неумолим и каждый новый день зеркало отражало всё меньшую привлекательность женщины. И никто уже не хотел брать её в жены. Оставшись одна, пришла женщина к мудрецу и спросила, хочет ли он взять её в жены. И согласился мудрец.

— Зачем тебе в жёны такая женщина, которая, к тому же, сделала тебе так много зла?

— Я вижу в ней столько добра! Ведь если бы не она, я бы никогда не стал тем, кем являюсь сейчас.

Она подумала: *В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30 лет. В конце концов, я 30 лет была примерной женой, я вырастила ему прекрасных сыновей, была верной и хорошей любовницей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью*.

Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит - нарушение 30-летней традиции!

А муж, взяв булочку, сказал ей: *Какой неоценимый подарок ты мне сделала сегодня, любимая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, потому что считал, что она по праву принадлежит тебе*.

-Господь, поговори со мной!

И луговые травы пели. Но человек не слышал!

Человек вскричал тогда:

- Господь, поговори со мной!

И гром с молнией прокатились по небу. Но человек не слушал!

Человек оглянулся кругом и сказал:

- Господи, позволь мне увидеть тебя!

И звезды ярко сияли. Но человек не видел.

Человек вскричал снова:

- Бог, покажи мне видение!

И новая жизнь была рождена весной. Но человек этого не заметил!

Человек плакал в отчаянии:

- Дотронься до меня, Господи, и дай мне знать, что ты здесь!

И после этого Господь спустился и дотронулся до человека! Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь.

Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!», — и приказал отправить своего друга в тюрьму.

Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.

Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.

— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца.

И он рассказал всё, что только что с ним произошло.

— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.

— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!

— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?

— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой. )

Источник:

www.liveinternet.ru

Толкование на книгу притчей Соломоновых, Глава 8 - читать, скачать - профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия

Учительная деятельность Божественной Премудрости: Премудрость Божия своею проповедью призывает всех, привлекая к себе богатством даров своих. 22–31. Миротворческая деятельность Премудрости Божественной. 32–36. Увещание к следованию.

Притч.8:1 . Не пре­мудрость ли взывает? и не ра­зу­м ли воз­вышает голос свой?

Притч.8:2 . Она становит­ся на воз­вышен­ных местах, при дороге, на распутиях;

Притч.8:3 . она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

Еще прежде, в начале книги Притч.1:20–21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч.3:19–20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, Притч.8–9 , посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве – Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих Главах ( Притч.4–7 ) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. Притч.8–9 , цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Притч.IV:3–4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: ?? ??? ?????? ???????? , ??? ???????? ??? ???????? , сыне, « премудрость проповеждь, да разум послушает тебе », менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих – пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город – у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2–3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.

Притч.8:4 . «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

Притч.8:5 . Научитесь, нера­зу­мные, бла­го­ра­зу­мию, и глупые – ра­зу­му.

Притч.8:6 . Слушайте, по­тому что я буду говорить важное, и изрече­ние уст мо­их – правда;

Притч.8:7 . ибо истину про­изнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст мо­их;

Притч.8:8 . все слова уст мо­их справедливы; нет в них коварства и лукавства;

Притч.8:9 . все они ясны для ра­зу­много и справедливы для при­обретших знание.

Притч.8:10 . Примите уче­ние мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;

Притч.8:11 . потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнит­ся с нею.

Притч.8:12 . Я, пре­мудрость, обитаю с ра­зу­мом и ищу рас­суди­тель­ного знания.

Притч.8:13 . Страх Го­с­по­день – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я не­на­вижу.

Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Еккл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. X:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Мф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Иов XXVIII,15–16 ; Прем VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Притч.I,7 , Притч.9:10 ).

Притч.8:14 . У меня совет и правда; я ра­зу­м, у меня сила.

Притч.8:15 . Мною цари цар­с­т­ву­ют и по­велители узаконяют правду;

Притч.8:16 . мною началь­ствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Притч.8:17 . Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;

Притч.8:18 . богат­с­т­во и слава у меня, сокровище непогиба­ю­щее и правда;

Притч.8:19 . плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и по­льзы от меня больше, нежели от отборного серебра.

Притч.8:20 . Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,

Притч.8:21 . чтобы доставить любящим меня суще­с­т­вен­ное бла­го­, и сокровищницы их я наполняю.–

Притч.8 :21a. –[Когда я воз­вещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Изображаются высокоценные дары и преимущества истинной мудрости, источник которой – в Мудрости Божественной. Все дела человеческие могут иметь прочный успех только при содействии Премудрости Божественной, так как только Она одна обладает в совершенстве светом, разумом и силой, нужными для осуществления Ее мероприятий, – к благу человека, – без Ее содействия мудрость человеческая бессильна (ст. 14). В частности цари, правители, всякие власти и законодатели могут мудро управлять подчиненными народами и обществами, могут издавать мудрые и полезные законы только при содействии Той же Божественной Премудрости (ст. 15–16, сн. Дан.2:21 ). Все обилие благ, присущих Премудрости, Она всегда готова даровать любящим Ее и разумеющим истинную ценность Ее даров (ст. 17–21). Таковы дивные дары Премудрости. Но божественная природа и достоинство Ее разительнейшим образом выразились еще в участии Премудрости в деле творения мира, о чем и говорит теперь, ст. 22–31, Премудрый.

Притч.8:22 . Го­с­по­дь имел меня началом пути Своего, пре­жде созданий Сво­их, искони;

Притч.8:23 . от века я по­мазана, от начала, пре­жде бытия земли.

Притч.8:24 . Я родилась, когда еще не суще­с­т­вовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

Притч.8:25 . Я родилась пре­жде, нежели водружены были горы, пре­жде холмов,

Притч.8:26 . когда еще Он не сотворил ни земли, ни по­лей, ни начальных пылинок вселен­ной.

Притч.8:27 . Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он про­водил круговую черту по лицу бездны,

Притч.8:28 . когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

Притч.8:29 . когда давал морю устав, чтобы воды не пере­ступали пред­елов его, когда по­лагал основания земли:

Притч.8:30 . тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,

Притч.8:31 . веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» ( Ин. I,1–3 , ср. Евр. I,2 ; Апок. III,14 ). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: « Господь созда (LXX, ?????? ) мя начало путий Своих » (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. « кана » в смысле: приобрел ( ???????? , как у Филона и Оригена, или ?????? ?? , как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..» .); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.

В книге Иисуса сына Сирахова, учение которой стоит под неоспоримым влиянием книги Притчей, Премудрость не раз называется созданной Богом: I,4: ??????? ?????? ???????? ????? ; I,9: ????? ??????? ????? ; XXIV:8: о$ ?????? ?? . Однако уже до-мирное существование Премудрости, утверждаемое в Притч. VIII,22–31 , составляет верное предвестие новозаветного учения о Слове или Сыне Божием. Вся речь Премудрости распадается на два отдела: ст. 22–26 и ст. 27–31, из которых в первом показывается до-мирное существование Премудрости, а во втором утверждается деятельное участие Премудрости в творении мира и отдельных видов сотворенного. Премудрость помазана была (ст. 23, ср. Пс. II,6 ), т. е., была представлена Богом быть владычицею творений (ср. о Сыне Божием Апок. III,14 : ? ???? ??? ??????? ??? ???? ) еще прежде появления последних – прежде сотворения самой земли в ее первобытном виде (ст. 23), прежде появления великой мировой бездны, всяких водовместилищ, гор, холмов и начала всякой органической жизни (24–25, ср. Пс. LXXXIX:2 , Иов XXXVIII,6 и др.) существовала и именно была рождена Богом Премудрость (ст. 24–25). Рожденная прежде всякого творение (ср. о Сыне Божием: ?????????? ????? ??????? , Кол I,15 ), Премудрость отнюдь не была пассивной свидетельницей самого творения мира, напротив, во всем процессе миротворения (ст. 27–30, и ср. Иов XXVI,9 , 38и дал.) Она была неизменной участницей дела Божия, отпечатлевая свой небесный облик на делах творений Божиих. И как завершением и целью творения мира было создание человека ( Быт. I,26 сл.), так особенным предметом участия и радости Премудрости было также именно создание человека – венца творений Божиих, на котором, как на образе и подобии Божием, совершеннейшим образом отпечатлелась печать и Премудрости (ст. 30б-31а). Это особенное участие Премудрости в деле создания человека вполне отвечает библейскому сказанию о бывшем в Пресвятой Троице совете пред сотворением человека ( Быт. I,26 , ср. Толков Библ. т. I, с. 11). Истинный, изначальный источник радования Ипостасной Премудрости или Логоса заключался именно в общении Его с Богом Отцом ( Ин. XVII,24 ), а радость Ее в творениях и особенно в людях является отобразом той премирной радости. Отдел Притч. VIII,22–30 в качестве паримии и читается в храмах на богослужении в дни: Обрезания Господня (1 янв.), Благовещения Пресв. Богор., напоминая верующим о том, что воплотившийся Сын Божий от вечности существовал в общении с Богом Отцом.

Притч.8:32 . Итак, дети, по­слушайте меня; и блажен­ны те, которые хранят пути мо­и!

Притч.8:33 . Послушайте наставле­ния и будьте мудры, и не отступайте от него.

Притч.8:34 . Блажен человек, который слушает меня, бодр­с­т­ву­я каждый день у ворот мо­их и стоя на страже у дверей мо­их!

Притч.8:35 . потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и по­лучит бла­го­дать от Го­с­по­да;

Притч.8:36 . а согреша­ю­щий про­тив меня наносит вред душе своей: все не­на­видящие меня любят смерть».

К людям, как преимущественным носителям мудрости, запечатленной Творцом на всем творении, Премудрость обращается теперь с увещанием слушать и хранить наставления мудрости, так как в слушании и хранении их заключено все блаженство и вся жизнь человека (ст. 32, 34, 35, ср. Пс. CXVIII,1–2 ; Лк. XI,23 ), тогда как уклоняющиеся от общения с Премудростью, а тем более ненавидящие Ее, готовят себе временную и вечную смерть.

Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 – « люди » или «мужи» ( ишим ) и – « сын ы человечески е» ( бене-адам ) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову – «мужами», ишим , а если нет, то – «сынами человеческими», бене – адам , подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)

Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник:

azbyka.ru

Отсутствует Мудрость в притчах в городе Рязань

В этом интернет каталоге вы сможете найти Отсутствует Мудрость в притчах по разумной цене, сравнить цены, а также изучить прочие книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара выполняется в любой город России, например: Рязань, Томск, Барнаул.