Каталог книг

Мечников, Лев Ильич Цивилизация и великие исторические реки

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Он выделил три последовательные эпохи исторического развития человечества - подневольных союзов (речная), подчиненных (средиземноморская) и свободных союзов (океаническая), но подробно успел описать лишь первую из них, в которую цивилизация зародилась на берегах великих рек (Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ) Настоящее издание включает подробный очерк жизни и творчества Мечникова, в котором воспроизводятся его рисунки к книге «Японская империя» и титульные листы всех изданий «Цивилизации…». Впервые воспроизводятся географические карты из первого зарубежного издания этой книги, подготовленные самим автором, даны наиболее подробные на сегодня комментарии к книге, указатели имён и географических названий.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Лев Ильич Мечников Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ Лев Ильич Мечников Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ 0 р. litres.ru В магазин >>
Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки 246 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лев Мечников Цивилизация и великие исторические реки Лев Мечников Цивилизация и великие исторические реки 251 р. ozon.ru В магазин >>
Лев Ильич Мечников Последний венецианский дож. Итальянское Движение в лицах Лев Ильич Мечников Последний венецианский дож. Итальянское Движение в лицах 360 р. litres.ru В магазин >>
Термопот Великие реки Чая-9 Термопот Великие реки Чая-9 2088 р. housebt.ru В магазин >>
Термопот Великие реки Чая-7 Термопот Великие реки Чая-7 1810 р. housebt.ru В магазин >>
Маргарита Станиславовна Сосницкая Лев и меч, или Блеск и нищета российского гарибальдийца Маргарита Станиславовна Сосницкая Лев и меч, или Блеск и нищета российского гарибальдийца 199 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

МЕЧНИКОВ, ЛЕВ ИЛЬИЧ, Энциклопедия Кругосвет

Мечников, Лев Ильич Цивилизация и великие исторические реки

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

МЕЧНИКОВ, ЛЕВ ИЛЬИЧ

МЕЧНИКОВ, ЛЕВ ИЛЬИЧ (1838–1888) – российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.

Лев Мечников родился 18 мая 1838 в Санкт-Петербурге, в семье харьковского помещика – обрусевшего выходца из Румынии. Незаурядные способности (в частности, необыкновенная скорость овладения иностранными языками) проявились у него еще в раннем детстве. Уже в детские годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьем будущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболевания его правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Это не помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками», а затем стреляться на дуэли. В 1854 юноша стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына в студенческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.

Осенью 1856 Мечников поехал учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию. Параллельно он начал изучать языки на факультете восточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академии художеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки.

Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 он стал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Однако его служебная карьера не удалась: молодой переводчик рисовал карикатуры на начальство, а затем устроил дуэль с сослуживцем. В результате он был отстранен от службы.

Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. После этого он стал торговым агентом Русского общества пароходства и торговли на Ближнем Востоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал в Венецию, решив, что «создан быть только художником».

В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтером одного из отрядов Джузеппе Гарибальди. В 1860 во время боев за объединение Италии он был тяжело ранен. Отойдя от участия в военных действиях, Мечников продолжал еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскими революционерами. В это же время он начал проявлять интерес к публицистике – писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету «Flegello» («Бич»).

В 1864 переехал в Женеву, которая была центром русской эмиграции. Здесь он встретился с Герценом и Бакуниным, вступил в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1871 участвовал в оказании помощи парижским коммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса Интернационала.

В течение эмигрантской жизни Мечников активно писал и публиковал под разными псевдонимами множество статей, заметок по самым разным (научным, политическим, литературным) вопросам.

В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активную литературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостью принял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, зато Мечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедра стала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874–1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитого французского географа Элизе Реклю, принимая активное участие в подготовке его энциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди. В 1883 Невшательская академия наук (Швейцария) предоставила Мечникову кафедру сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своей смерти.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии, посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой Цивилизация и великие исторические реки. Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею – рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический.

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.

Умер 18 июня 1888 в г. Невшатель (Швейцария).

Труды: Цивилизация и великие исторические реки. – Статьи. М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея». 1995; Социологические очерки. – Дело. 1880, № 7;

Географическая теория развития исторических народов. – Вестник Европы, 1889, т. 2, № 3.

Материалы в Интернете:

Карташева К.С. Дороги Льва Мечникова. М., 1981

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX–XX вв. М., 1995

Гловели Г.Д. Лев Мечников. – Альтернативы. 1995, № 1

Источник:

www.krugosvet.ru

Мечников Лев Ильич

Мечников, Лев Ильич Цивилизация и великие исторические реки

> НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М > Мечников Лев Ильич XPOHOC ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ ФОРУМ ХРОНОСА НОВОСТИ ХРОНОСА БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА РЕЛИГИИ МИРА СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КАРТА САЙТА АВТОРЫ ХРОНОСА Родственные проекты: РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПРАВИТЕЛИ МИРА ВОЙНА 1812 ГОДА ПЕРВАЯ МИРОВАЯ СЛАВЯНСТВО ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЕ ПОЛЕ Лев Ильич Мечников

Мечников Лев Ильич (1838–1888), российский географ и социолог, один из пионеров цивилизационного подхода в географии, автор ряда обобщающих работ. В 1868 г. опубликовал в Женеве «Землеописание для народа» (совместно с Н. П. Огарёвым и Н. А. Шевелёвым); в 1881 г. книгу «Японская империя». Основной труд «Цивилизация и великие исторические реки» (1889), в котором обоснована детерминистская концепция социального развития в тесной связи с географическими условиями. Участвовал в издании «Всеобщая география. Земля и люди».

Использованы материалы кн.: Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Том 2, М-Я, Росмэн-Пресс, М., 2006.

Мечников Лев Ильич (1838–1888). Русский ученый-позитивист (географ, социолог, этнограф) и публицист. Крупнейший представитель географического направления в отечественной в мировой социологии. Участвовал в политических событиях в странах Западной Европы. В Италии служил добровольцем в отряде Дж. Гарибальди. По приглашению Министерства народного просвещения Японии читал лекции в Японии и изучал японскую культуру. Открыл в Токио русскую школу. С 1883 года возглавлял кафедру сравнительной географии и статистики в Лондонском университете. Как социолог исследовал процессы социальной эволюции, связывая периоды истории человечества с действием на общество окружающей природной среды. Исследовал проблему взаимоотношений “мира общественности” и “мира биологии”. Разрабатывал принципы солидарности, взаимопомощи, свободы и альтруизма в их отношении к понятию социального прогресса.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Мечников Лев Ильич (1838-1888) — русский социолог и географ, публицист, демократ; брат И. Мечникова. Участвовал в национально-освободительной борьбе в Италии, был волонтером «Тысячи» Гарибальди. Сотрудничал в «Колоколе» Герцена и «Современнике» Чернышевского. Задумав социологический труд, посвященный истории всей цивилизации, Мечников успел написать лишь введение к нему. В 1889 году оно было издано под названием «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников — сторонник географического направления в социологии. Развитие общества определяется физико-географической средой, и прежде всего гидросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответственно древнюю,- средневековую и новую цивилизацию. Выступая против расизма, против социологов, распространявших законы биологии на общество, Мечников видел специфику последнего в факте свободной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. Правда, он не был здесь последователен, находя элементы социальной связи (кооперации) и в мире животных. Критерий социального прогресса для Мечникова, не сумевшего преодолеть идеалистическое понимание истории, заключается в возрастании солидарности и свободы общества, которое развивается от угнетения к анархии (на взглядах Мечникова сказалось влияние Бакунина). Теория Мечникова сыграла положительную роль в борьбе с религиозно-философскими воззрениями на общество. Плеханов назвал его замечательным представителем того поколения 60-х годов, «которому много обязана наша общественная жизнь, наша наука и литература».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 259-260.

Мечников Лев Ильич (18(30).05.1838, Петербург- 18(30).06.1888, Кларан, близ Женевы, Швейцария) - географ, социолог, культуролог, лингвист, публицист. Брат И. И. Мечникова. Учился в Харьковском университете (в 1856 г. был исключен с 1-го курса), в Петербургской медико-хирургической академии и Петербургском университете. Полный курс нигде не закончил, т. к. преследовался за участие в студенческих волнениях. Овладел 14 иностранными языками (в т. ч. 4 восточными). Работал переводчиком в русской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. В 1860-1863 годы принимал активное участие в революционной борьбе гарибальдийцев в Италии, был тяжело ранен. В 1863 году во Флоренции познакомился с Герценом, печатался в «Колоколе». С 1865 года в Швейцарии, участвовал в работе I Интернационала; во время Парижской коммуны оказывал помощь коммунарам. В 1874-1876 годы работал в Токио профессором русского отделения государственной школы иностранных языков. Итогом пребывания в Японии стала написанная и проиллюстрированная самим Мечниковым большая книга «Японская империя» (L'Empire japonaise. Geneve, 1881) и серия публикаций в журнале «Дело» (1876-1877) и газете «Русские ведомости» (1883-1884). С 1883 года до конца жизни был профессором Невшательской академии наук (Швейцария), где читал лекции по сравнительной географии и статистике. Был знаком со многими деятелями русской и европейской культуры, в т. ч. А. Дюма, М. А. Бакуниным, Кропоткиным. Плехановым. Э. Реклю. Последний опубликовал на французском языке со своим предисловием первое (посмертное) издание его основной незавершенной работы — «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества» (Париж, 1889; рус. пер. 1898, более полный - 1924). Мечников был противником европоцентристской схемы истории и осуждал противопоставление «варварского Востока» и «цивилизованного Запада». Вся история человечества, по Мечникову, разделяется на три фазы - речную, морскую и океаническую. При этом критерием прогрессивного развития выступает солидарность или кооперация людей, которая проходит три основные стадии: насильственную, полунасильственную и добровольную. Существование последней Мечников связывал с утверждением анархического идеала, сторонником которого был. История, считал он, развивается по восходящей линии от относительно замкнутых цивилизаций, возникших на берегах Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, Тигра и Евфрата, - до средиземноморской и океанической эпохи существования человечества, распространяющего свою деятельность на весь земной шар. Характер восточных цивилизаций вытекал не из их «предрасположенности к деспотизму», а из особого типа кооперации, определявшегося природными условиями, необходимостью соединения огромных усилий по созданию речных обводнительных систем. Мечников был убежден, что носителем нового типа океанической цивилизации станет и Япония, положение которой в Азии представляет очень близкую аналогию с положением островной Англии по отношению к континентальной Европе. В результате анализа японских буржуазных реформ («революция Мэйдзи», 1867- 1868 гг.) Мечников пришел к выводу, что Япония будет быстро прогрессировать главным образом благодаря сочетанию собственной культурной самобытности с современной европейской технологией и растущим участием в «международной кооперации». Пореформенное развитие России, считал он, в чем-то схоже с японским, однако имеет и свои принципиальные отличия. Россия являет собой самостоятельный тип континентальной неокеанической («незападной» и «невосточной») цивилизации, для развития которой пространственно-географический фактор имеет огромное значение. Для ее будущего крайне важна не столько сырьевая, сколько индустриальная ориентация. Несмотря на близость к народничеству, Мечников не был сторонником некапиталистического пути развития для России, хотя не отрицал перспективности общины как устоявшейся формы кооперации. Высоко ценил работу Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» В. С. Соловьев, назвавший ее «замечательной книгой». Он, однако, упрекал Мечникова в недооценке христианства как самостоятельного фактора развития цивилизации. (Работы Мечникова были использованы Соловьевым для написания статьи «Япония (Историческая характеристика)». Собр. соч. Т. 6. С. 153-173.) Наследие Мечникова анализировал в ряде своих сочинений Плеханов, считавший, что Мечников стоит ближе к историческому материализму, чем к анархизму. В современной литературе Мечников считается одним из предшественников евразийства.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 376-377.

Мечников Лев Ильич [18(30).5.1838, Петербург,— 18(30).6.1888, Невшатель, Швейцария], русский географ, социолог и общественный деятель. Родился в семье обрусевших выходцев из Румынии, высшее образование не закончил из-за преследований за участие в студенческом движении. В 1858 году уехал за границу, жил на Балканах и Ближнем Востоке, принял активное участие в национально-освободительном движении в Италии, был волонтёром в знаменитой «тысяче» Дж. Гарибальди, ранен при освобождении Сицилии. В 60-х годах сблизился с М. А. Бакуниным, А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, сотрудничал в «Колоколе», совместно с Огарёвым и Н. А. Шевелёвым опубликована в Женеве «Землеописание для народа» (1868), участвовал в деятельности 1-го Интернационала. В 1874—1876 годы читал лекции в Токийском университете, в 1883— 1888 годы руководил кафедрой сравнительной географии и статистики в Невшательской академии (Швейцария). Ближайший сотрудник Э. Реклю в создании «Новой всеобщей географии. Земля и люди» (v. l—19, 1876—94, рус. пер., т. 1—19, 1898—1901). В «Современнике», «Русском слове», «Деле», «Отечественных записках» и других русских журналах активно выступал под различными псевдонимами с пропагандой передовых научных и общественных идей, подвергая критике деспотизм, колониализм, расизм и социальный дарвинизм.

Главные произведение Мечников «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного обществ» было опубликовано посмертно на французском языке (1889, рус. пер. 1898, более полн.— 1924). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии. Воздерживаясь от вульгарного географического детерминизма, он стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной — со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский — от основания Карфагена и 3) океанический — после открытия Америки. Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотического правления к свободе, от угнетения к социальному равенству и от взаимной враждебности к братству всех людей и народов, покоящемся на добровольной кооперации.

Теория Мечникова сыграла прогрессивную роль в опровержении религиозно-мистической концепций общества. Исключительно высоко оценил вклад Мечникова в социологию Плеханов, многократно ссылавшийся на него для подтверждения материалистического понимания истории. Подвергнув критике симпатии Мечникова к анархизму, Плеханов писал: «Нисколько не преувеличивая дела, можно сказать, что книга Л. И. Мечникова затрагивает самые основные вопросы философии истории и для некоторых из них дает вполне удовлетворительное решение. Главнейшие положения философии истории Л. И. Мечникова совершенно материалистичны. Но в частностях он нередко уклоняется в сторону идеализма» (Соч., т. 7, М.— Л., 1925, с. 15, 25).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: L'empire japonaise, Geneve, 1881.

Литература: Романенко В. М., Борьба Льва Ильича Мечникова против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма, «ВФ», 1956, № 5; К а р т а-ш е в а К. С., Дороги Л. M., M., 1981.

Далее читайте:

Географическая теория развития исторических народов// Вестник Европы 1889. Т. 2. № 3;

Цивилизация и великие исторические реки М. 2013.

Литература:

Плеханов Г. В. Л. И. Мечников (Некролог); О книге Л. И. Мечникова // Соч. Т. 7. М.; Л., 1925;

Социологическая мысль в России. М., 1978. С. 87-97:

Карташева К. С. Дороги Льва Мечникова. М., 1981;

Романенко В. М., Борьба Льва Ильича Мечникова против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма, «ВФ», 1956, № 5;

Watanabe М. Metchnikoff and Japan // Japanese Slavic aud East European Studies. 1984. Vol. 5. P. 35-54.

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Источник:

www.hrono.ru

Мечников Лев Ильич, Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Мечников Лев Ильич

Мечников Лев Ильич (1838–1888) – российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.

Лев Мечников родился 18 мая 1838 г. в Санкт-Петербурге, в семье харьковского помещика – обрусевшего выходца из Румынии. Незаурядные способности (в частности, необыкновенная скорость овладения иностранными языками) проявились у него еще в раннем детстве. Уже в детские годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьем будущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболевания его правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Это не помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками», а затем стреляться на дуэли. В 1854 г. юноша стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына в студенческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.

Осенью 1856 г. Мечников поехал учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию. Параллельно он начал изучать языки на факультете восточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академии художеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки.

Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 г. он стал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Однако его служебная карьера не удалась: молодой переводчик рисовал карикатуры на начальство, а затем устроил дуэль с сослуживцем. В результате он был отстранен от службы.

Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. После этого он стал торговым агентом Русского общества пароходства и торговли на Ближнем Востоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал в Венецию, решив, что «создан быть только художником».

В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтером одного из отрядов Джузеппе Гарибальди. В 1860 г. во время боев за объединение Италии он был тяжело ранен. Отойдя от участия в военных действиях, Мечников продолжал еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскими революционерами. В это же время он начал проявлять интерес к публицистике – писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету «Flegello» («Бич»).

В 1864 г. переехал в Женеву, которая была центром русской эмиграции. Здесь он встретился с Герценом и Бакуниным, вступил в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1871 г. участвовал в оказании помощи парижским коммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса Интернационала.

В течение эмигрантской жизни Мечников активно писал и публиковал под разными псевдонимами множество статей, заметок по самым разным (научным, политическим, литературным) вопросам.

В 1873 г. во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активную литературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостью принял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, зато Мечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедра стала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874–1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитого французского географа Элизе Реклю, принимая активное участие в подготовке его энциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди. В 1883 г. Невшательская академия наук (Швейцария) предоставила Мечникову кафедру сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своей смерти.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 г. вышла его статья Школа борьбы в социологии, посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой Цивилизация и великие исторические реки. Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею – рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 г. в Париже благодаря усилиям Э. Реклю.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический.

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в. большой популярностью. Благодаря им, историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.

Умер 18 июня 1888 в г. Невшатель (Швейцария).

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Позиция создателей образовательного ресурса не всегда совпадает с мнениями и оценками авторов отдельных статей и материалов.

© Концепция, составление, оформление

Центр политических и международных исследований

Источник:

xn----ptblgjed.xn--p1ai

Мечников, Лев Ильич Цивилизация и великие исторические реки в городе Пермь

В нашем каталоге вы всегда сможете найти Мечников, Лев Ильич Цивилизация и великие исторические реки по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить иные предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка товара осуществляется в любой город России, например: Пермь, Саратов, Нижний Новгород.