Каталог книг

Гордиенко Л., Свирина Н., Федоров С. Творчество Пастернака в шк. изучении

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Гордиенко Л., Свирина Н., Федоров С. Творчество Пастернака в шк. изучении ISBN: 5352011747 Гордиенко Л., Свирина Н., Федоров С. Творчество Пастернака в шк. изучении ISBN: 5352011747 60 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гордиенко Н., Гордиенко С. Большая книга логических игр и головоломок ISBN: 9785170701667 Гордиенко Н., Гордиенко С. Большая книга логических игр и головоломок ISBN: 9785170701667 469 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Лемко Д., Гордиенко Н., Гордиенко С., Чукавина И., Чукавин А. (худ.) Английский с 2-х лет в картинках ISBN: 9785170825912 Лемко Д., Гордиенко Н., Гордиенко С., Чукавина И., Чукавин А. (худ.) Английский с 2-х лет в картинках ISBN: 9785170825912 237 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гордиенко Н., Гордиенко С. Большая книга профессий ISBN: 9785171063986 Гордиенко Н., Гордиенко С. Большая книга профессий ISBN: 9785171063986 491 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гордиенко Н., Гордиенко С. Логические россыпи: Головоломки. Кроссворды. Лабиринты. Загадки. Ребусы ISBN: 9785222216859 Гордиенко Н., Гордиенко С. Логические россыпи: Головоломки. Кроссворды. Лабиринты. Загадки. Ребусы ISBN: 9785222216859 49 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гордиенко Н., Гордиенко С. Логическая мозаика: Головоломки. Кроссворды. Лабиринты. Загадки. Ребусы ISBN: 9785222216873 Гордиенко Н., Гордиенко С. Логическая мозаика: Головоломки. Кроссворды. Лабиринты. Загадки. Ребусы ISBN: 9785222216873 49 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Гордиенко Н., Гордиенко С. 1000 логических игр и головоломок для умного ребенка ISBN: 9785171028824 Гордиенко Н., Гордиенко С. 1000 логических игр и головоломок для умного ребенка ISBN: 9785171028824 800 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Гордиенко Л

Книгопоиск: поисковая система книг

по более чем 30 российским книжным интернет-магазинам. Найди книгу для себя!

Гордиенко Л.Л., Свирина Н.М., Федоров С.Е., Творчество Б.Л. Пастернака в школьном изучении. (Изд. 2, дополненное) Кн.для учителя

Азбука, 2005 г., 5-352-01174-7, 5-352-01174-Я , 208*140*10 мм., тираж: 5000

Наличие в интернет-магазинах Описание книги Купить эту книгу можно в интернет-магазинах Поделиться ссылкой на книгу Последние поступления в рубрике "Литература"

Данное издание содержит материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, а именно к части С - написанию сочинения. В пособии собраны тексты для проведения занятий, для контрольных работ, для самостоятельной и домашней работы, вопросы для предварительной оценки знаний..

В издании представлены 9 вариантов итоговой контрольной работы по курсу «Литературное чтение» за 2 класс, составленных с учётом требований ФГОС начального общего образования и требований к уровню подготовки учащихся. Каждый вариант содержит 16 заданий. Приведён образец выполнения итоговой контрольной работы. В конце издания даны ответы..

В издании представлены 7 вариантов итоговой контрольной работы по курсу \\\"Литературное чтение\\\" за 1 класс, составленных с учётом требований ФГОС начального общего образования и требований к уровню подготовки учащихся. Каждый вариант содержит 10 заданий. Приведён образец выполнения итоговой контрольной работы. В конце издания даны ответы..

Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете?", "где купить книгу?" и "в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?", то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Гордиенко Л.Л., Свирина Н.М., Федоров С.Е., Творчество Б.Л. Пастернака в школьном изучении. (Изд. 2, дополненное) Кн.для учителя в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.

Жизнь как бизнес-проект

06.12.2017 Новые книги от «Эксмо», «Бомборы», «ГрандМастера» и «fanzon» в декабре Жан-Поль Бельмондо "Тысяча жизней", Пол Бейти "Продажная тварь", Михаил Ширвиндт "Мемуары двоечника" и много других интересных книг .

14.11.2017 Новые книги от АСТ в ноябре Крис Колфер «Удар молнии», Сергей Тармашев «Иллюзия», Радислав Гандапас «Полная Ж: Жизнь как бизнес- проект», Януш Леон Вишневский «Все мои женщины. Пробуждение» и много других интересных новинок .

14.11.2017 Новинки от Эксмо, ГрандМастера, fanzon и Like Book в ноябре Дженнифер Макмахон "Остров потерянных детей", Гийом Мюссо "Квартира в Париже", Жереми Фель "Волки у дверей" и много других интересных книг .

30.10.2017 Объявлен шорт-лист "Русского Букера" В шорт-лист вошли "Тайный год" Михаила Гиголашвили, "Заххок" Владимира Медведева, "Свидание с Квазимодо" Александра Селихова .

02.10.2017 Книжные новинки от «Эксмо», «ГрандМастера», «fanzon» и «Freedom» в октябре Виктор Пелевин "iPhuck 10", Владимир Войнович "Фактор Мурзика", Эмили Бликер "Крушение", Лю Цысинь "Задача трех тел" и много других интересных книг .

© 2010-2015 Книгопоиск .ru поиск книг по интернет-магазинам

Источник:

www.knigo-poisk.ru

404 ошибка - страница не найдена

Получите скидку!

Скидка на заказ

Вы готовы к праздникам? Скидка до 30%!

Акция доступна для всех клиентов интернет-магазина "УчМаг". Акция распространяется на определённую группу товаров.

Действует до: 11 марта 2018 г.

Скидка на заказ

Новогодняя распродажа! Скидки 50%!

Акция доступна для всех клиентов интернет-магазина "УчМаг". Акция распространяется на определённую группу товаров.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Одежда и аксессуары на осень - зиму 2017!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 70%!

ТРЕНД КУРС со скидками до 70%!

Ввод промо-кода не требуется!

Используйте фильтр "по скидке" для того, чтобы найти самые выгодные скидки раздела!

Действует до: 28 января 2018 г.

Лучшие акции!

Лучшие акции от Wildberries в одном месте!

Акции могут закончится раньше времени по решению интернет-магазина.

Скидка распространяется только на товары, участвующие в акциях.

Действует до: 28 января 2018 г.

Деньги в подарок

500 рублей на шопинг!

Необходимо подписаться на новости.

Действует до: 28 января 2018 г.

Скидки до 60%!

Выбор стилиста для детей со скидками до 60%!

Выбор стилиста для детей со скидками до 60%!

Без ввода промокода.

Скидка распространяется только на товары из данного раздела.

Действует до: 28 января 2018 г.

Скидки до 70%!

Выбор стилиста для женщин со скидками до 70%!

Выбор стилиста для женщин со скидками до 70%!

Без ввода промокода.

Скидка распространяется только на товары из данного раздела.

Действует до: 28 января 2018 г.

Скидки до 70%!

Выбор стилиста для мужчин со скидками до 70%!

Выбор стилиста для мужчин со скидками до 60%!

Без ввода промокода. Предложение ограничено. скидка распространяется только на товары из данного раздела.

Действует до: 28 января 2018 г.

Скидки до 15%!

Скидки до 15%! Игра в Читай-город!

Игра проводится со 2.01.2018 по 11.01.2018. В игре могут участвовать только зарегистрированные в интернет-магазине* «Читай-город» пользователи. Скидка 5%, 10% и 15% будет предоставляться в зависимости от количества правильных ответов на загадки.

Действует до: 10 января 2018 г.

Спецпредложение

Новинки книг по супер цене!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Книжные бестселлеры по супер цене!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Книга – лучший подарок!

Ввод промокода не требуется.

Детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Аудиокниги – любимые произведения в дороге, на отдыхе и за рулём по супер цене!

Ввод промокода не требуется.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка на заказ

Лучшие из лучших!

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Спецпредложение

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Подарок к заказу

В самом первом письме — две книги в подарок!

Детали на странице акции.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 15%

Книжная эволюция! Скидка до 15%!

Чтение из одноклеточного сделало человека. Каждый пользователь получает скидку 5% сразу после регистрации. Скидка эволюционирует вместе с вами и зависит от суммы, потраченной в нашем магазине. Максимальная личная скидка 15%. Промо-коды на странице.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 50%

Скидка по книжной эволюции суммируется со скидками по акциям. Общая скидка от 5% до 50%.

Действует до: 31 января 2018 г.

Плюс 5% за большой заказ!

За заказ от 10 000 к сумме скидок по эволюции и акции вы получите еще 5%. Общая скидка не больше 50%.

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидки до 50%

Акции недели! Скидки до 50%!

Действует до: 31 января 2018 г.

Скидка до 35%!

Праздничными скидки до 35%!

Детали на странице акции.

Действует до: 14 января 2018 г.

Спецпредложение

Лучшие книги 2017 года!

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 20 января 2018 г.

Бонусы в подарок

Дарим бонусы за рекомендацию

Дополнительные детали на странице акции.

Действует до: 28 февраля 2018 г.

Скидка -50% на все!

Ввод промокода не требуется

Действует до: 15 января 2018 г.

Скидка до 40%!

Скидка до 40% на лучшие аудиокниги МИФа!

Аудиокнига «Будь лучшей версией себя» в подарок за подписку.

Источник:

biblioteka.net.ru

Урок литературы - Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор)

Урок литературы "Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор). Философский характер лирики поэта"

Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы.

Завалишина Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОАУ «Гимназия №1 г. Новотроицка

УМК: В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов и др. под редакцией В.П. Журавлёва. Литература. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х ч. –М.: Просвещение, 2013. Министерством образования и науки РФ, 2016 г.

Тема урока : Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор).

Философский характер лирики поэта

Общее количество часов, отведенное на изучение темы : 1 час

Место урока в системе уроков по теме : 1 урок по творчеству Б.Л.Пастернака

познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака;

определить тематику и основные мотивы его лирики;

научить определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведения.

показать влияние социальных потрясений начала XX века и литературных течений на формирование лично c ти Пастернака, его мировоззрения, сути его творчества;

выяснить, в чем своеобразие его поэтической манеры и философской глубины его поэзии;

воспитать чувство сопричастности и сопереживания к лирическим откровениям поэта.

Планируемые результаты: знание основных этапов жизни и творчества Пастернака, особенностей его поэтической манеры.

Техническое обеспечение урока : компьютер, проектор,

презентация в PowerPoint, Скрябин «Элегия»

Методические приемы: лекция, беседа, анализ лирического произведения

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока :

1.Власов А.С. “Стихотворения Юрия Живаго”. Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака. “Литература в школе”, №8, 2001

2.Гордиенко Л., Свирина Н., Федоров С. Изучение творчества Б.Л. Пастернака в школе.. Кн. для учителя. -СПб: Фирма «Глагол», 1999.

3. Вознесенский А. Благовещисм поэта. “Литературная газета”, №6, 1990

4. Казинцев А. Путь. К 100-летию со дня рождения Бориса Пастернака. “Москва”, №2, 1990

5. Пастернак Е.Б. Трагические годы. “За рубежом”, №7, 1990

6. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака. “Новый мир”, №2, 1990

7. Рыбаков В. Свеча на ветру. “Семья и школа”, №2, 1990

8. Синявский А. “Стояла зима. Дул ветер из степи…” О стихотворениях Пастернака на евангельские темы. Приложение к “Литературной газете” Досье, февраль, 1990

I. Введение в тему урока, целеполагание, оформление тетрадей.

( Чтение наизусть стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…») Приложение 3.

2. Беседа после прослушивания стихотворения .

– Что известно вам о нем?

– Как у многих русских писателей, у него нелегкая судьба, и, как многим русским поэтам, ему помогли уйти из жизни пораньше, чем отпущено человеку. Кто же он? Какова его жизнь и судьба? Каковы особенности его творчества?

3. Представление поэта.

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО "Столичный учебный центр" Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 263
  • 21.05.2017

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник:

infourok.ru

Творчество Б

Творчество Б.Л. Пастернака в школьном изучении. (Изд. 2, дополненное) Кн.для учителя

Описание книги Отзывы и комментарии читателей Купить бумажную и электронную версию

Автор: Гордиенко Людмила, Свирина Наталья, Федоров Сергей Владимирович. Издательство: Азбука, 2005 г. Серия: Учебная литература.

Автор: Свирина Наталья | новинки 2017 | книжный.

Учебная литература | Лабиринт

Автор: Федоров Сергей Владимирович | новинки 2017 | книжный.

Лабиринт | Купить школьные учебники для начальной и средней.

Книга «"Услышать будущего зов. "» Борис Пастернак - купить на.

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 160 млн ответов

Показаны первые 10 результатов.

Читайте также
  • Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении. В 2-х частях. Часть 2. Учебное пособиеРоговер Ефим Соломонович Бумажная книга
  • Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении. Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1Роговер Ефим Соломонович Бумажная книга
  • Отмытый роман Пастернака: «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУИван Толстой Электронная книга
  • Переписка Бориса ПастернакаБорис Пастернак Электронная книга
  • «Любовь пространства…» Поэтика места в творчестве Бориса ПастернакаСборник статей Электронная книга
  • Третий Рим. Классический эпос и русский роман (от Гоголя до Пастернака)Гриффитс Фредерик Бумажная книга
  • "Миф о творчестве" в прозе и стихах Б.ПастернакаГорелик Людмила Львовна Бумажная книга
  • Поэтика Пастернака. Инварианты, структуры, интертекстыЖолковский Александр Константинович Бумажная книга
  • Дело Пастернака: Воспоминания очевидцаД`Анджело Серджо Бумажная книга
  • Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭГруппа авторов Электронная книга

© КнигаЛит.ру 2015 - 2017. Рейтинг книг, рецензии и отзывы о бумажных и электронных книгах, сравнение цен на книги в магазинах.

На нашем сайте вы можете скачать бесплатно и читать бесплатно онлайн фрагмент интересующего вас произведения, заказать и купить бумажную книгу с доставкой в книжных интернет-магазинах, или электронную книгу в одном из популярных форматов для чтения на ридере, мобильном устройстве и ПК. Подробнее о сайте.

Источник:

knigalit.ru

Урок литературы - Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор)

«Урок литературы «Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор). Философский характер лирики поэта»

Завалишина Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОАУ «Гимназия №1 г. Новотроицка

Название предмета: литература

УМК: В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов и др. под редакцией В.П. Журавлёва. Литература. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х ч. –М.: Просвещение, 2013. Министерством образования и науки РФ, 2016 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор).

Философский характер лирики поэта

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по творчеству Б.Л.Пастернака

познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака;

определить тематику и основные мотивы его лирики;

научить определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведения.

показать влияние социальных потрясений начала XX века и литературных течений на формирование личноcти Пастернака, его мировоззрения, сути его творчества;

выяснить, в чем своеобразие его поэтической манеры и философской глубины его поэзии;

воспитать чувство сопричастности и сопереживания к лирическим откровениям поэта.

Планируемые результаты: знание основных этапов жизни и творчества Пастернака, особенностей его поэтической манеры.

Техническое обеспечение урока : компьютер, проектор, презентация в PowerPoint, Скрябин «Элегия»

Методические приемы: лекция, беседа, анализ лирического произведения

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1.Власов А.С. “Стихотворения Юрия Живаго”. Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака. “Литература в школе”, №8, 2001

2.Гордиенко Л., Свирина Н., Федоров С. Изучение творчества Б.Л. Пастернака в школе.. Кн. для учителя. -СПб: Фирма «Глагол», 1999.

3. Вознесенский А. Благовещисм поэта. “Литературная газета”, №6, 1990

4. Казинцев А. Путь. К 100-летию со дня рождения Бориса Пастернака. “Москва”, №2, 1990

5. Пастернак Е.Б. Трагические годы. “За рубежом”, №7, 1990

6. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака. “Новый мир”, №2, 1990

7. Рыбаков В. Свеча на ветру. “Семья и школа”, №2, 1990

8. Синявский А. “Стояла зима. Дул ветер из степи…” О стихотворениях Пастернака на евангельские темы. Приложение к “Литературной газете” Досье, февраль, 1990

9. http://www.norem.ru/product.asp?id=110. http://www.russofile.ru/articles/article_72.php11. http://www.stihi-rus.ru/1/Pasternak/Содержание урока:

I. Введение в тему урока, целеполагание, оформление тетрадей.1.Слово учителя

(Чтение наизусть стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…») Приложение 3.

2. Беседа после прослушивания стихотворения.– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Знаете ли вы автора? – Что известно вам о нем? – Как у многих русских писателей, у него нелегкая судьба, и, как многим русским поэтам, ему помогли уйти из жизни пораньше, чем отпущено человеку. Кто же он? Какова его жизнь и судьба? Каковы особенности его творчества?

3. Представление поэта.

Что ему почет и слава,Место в мире и молваВ миг, когда дыханьем сплаваВ слово сплочены слова?

Звучит музыка Скрябина (элегия). Приложение 2.

Звуки улицы, появляются девушки, одетые в платья времен НЭПа:

1-я. У него смуглое, печальное, выразительное, очень породистое лицо, знакомое теперь по многим фотографиям и по рисункам его отца, говорил он медленно, не громким тенором, с постоянным – не то гудением, не то вибрированьем, которое люди при встрече с ним отмечали: каждый гласный тянулся, как в грустной лирической арии из опер Чайковского, но с большей напряженностью и сосредоточенной силой.2-я. Пастернак был общительным человеком. Он с каждым был как у себя дома. В этом – его обаяние, его непосредственность, совершенно детская…

3-я. Пастернак любил все русское и готов был простить своей родине все ее недостатки – все, за исключением варварского сталинского режима…

4-я. Пастернак был русским патриотом, он очень глубоко чувствовал свою историческую связь с родиной. Он не уставал повторять, как ему нравится проводить летнюю пору в писательской деревне, в Переделкине – ведь она была когда-то частью имения известного славянофила Юрия Самаврина.

5-я. Это страстное, почти всепоглощающее желание считаться русским писателем, чьи корни ушли глубоко в русскую почву, было особенно заметно в его отрицательном отношении к еврейскому происхождению.

6-я. Руки Пастернака – их невозможно забыть. Вся полнота его чувств, все состояние души оживали в их движениях, воплощались в них. Он никогда не жестикулировал в принятом понимании этого слова. Руки двигались по скатерти, пальцы сцеплялись, расходились, ладони взлетали и падали, как подстреленные птицы. Никогда не было – чтобы Пастернак сжимал руки в кулак. Подрагивание вытянутых пальцев, довершали своей мукой то, что не удавалось высказать словами. Руки были выразительнее лица, выразительнее голоса, выразительнее стихов. Время от времени, когда забывалась строка или слово, Пастернак, прикрыв глаза, выбрасывал руки в мою сторону и ждал подсказки.

7-я. Борис Леонидович обладал гениальной способностью очаровываться – быть очарованным чем угодно и в любую минуту: падающим листом, встретившимся во время прогулки ребенком, хмурым дождем любым собеседником, как он сам говорил: “всем-всем” - жизнью, Вселенною, собственным поэтическим Миротворением.

II. Лекция учителя.

Весной 1894 года на съезде художников России близкий друг Толстого Николай Николаевич Ге говорил, что творческая личность — художник --- становится решающей силой общества и в этом он видит главную, характерную линию исторического развития.

Аналогично думали и писали в это время многие. Композитор А. Н. Скрябин всерьез рассчитывал преобразовать мир и объединить человечество силою музыки. Определяющей становилась и сила обновляющегося живого слова, которая в литературе связывалась с именами Толстого, Достоевского, Чехова.

Воплощением духа своего времени стал и Борис Пастернак.

Он сумел передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.

И быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

«Быть знаменитым некрасиво. »

Воссоздавая облик поэта, А.А. Ахматова вспоминала: “…Он поведал мне, что перед ним вьётся путь золотой и крылатый, где он вышнею волей храним…”. В письмах самого Пастернака то и дело встречается это краткое крылатое слово “путь”. Но оказался путь вовсе не “золотой и крылатый”, как предрекала поэт Ахматова, он обещал страшное, роковое.

Готовность к подвижничеству, жертвенности жила в душах русской интеллигенции. Именно эти черты запечатлел Пастернак в “Четырёх отрывках о Блоке”, написанных в конце жизни.

Жить и сгорать у всех в обычае.Но жизнь тогда лишь обессмертишь,Когда ей к славе и величиюСвоею жертвой путь прочертишь.

Откуда и куда вел путь, ставший символом творческой судьбы Пастернака? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного московского детства, семейного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции.1.Выступление учащегося-биографа.

Литературная визитка «Детство и юность Б.Пастернака». Приложение 1.

2. Творческая деятельность Пастернака, философская направленность лирики

Продолжение лекции учителя.

-Что вы знаете о литературных течениях начала 20 века? Назовите характерные черты футуризма.

-Объясните, как вы понимаете слова Пастернака: «всякая стадность – прибежище неодаренности»?

Первая книга стихов Пастернака «Близнец в тучах» вышла в 1914 году.Ранние его стихи сложны по форме, насыщены метафорами. Образы преде-льно субъективны, ассоциативны. «Нечто хаотическое и нагроможденное», по словам Б. Зайцева. Позднее Пастернак пересмотрит свое раннее творчество и заявит, что не любит своего стиля до 1940 года. Но в ранних его стихах чувствуются свежесть восприятия мира, глубина и искренность поэтических жестов. Предмет его изображения – вечный и прекрасный мир природы. «Его грудь заполнена природой до предела, – писала о Пастернаке Марина Цветаева. – Кажется уже с первым своим вдохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники его монологов.

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”, неизменно открывающее книги избранной лирики пастернака, считается наиболее показательным для ранней манеры поэта.

(Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником). Приложение 3.

3.Анализ стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”

- Как бы вы определили тему стихотворения?

- Что в стихотворении становиться средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины – и чернил

-Какие ещё детали подчеркивают ощущение праздника?

-Как очерчивает поэт присутствие в стихотворении лирического героя?

- В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?

- Какие из выразительных средств стихотворения поразили ваше воображение?

Слово учителя (продолжение лекции)

В 1921 году художник Ю. Анненков нарисовал замечательный карандашный портрет поэта. “Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивы и звучный голос”, - вспоминает художник.

У людей существует различное отношение к жизни. Кто-то восхищён ёю, а кто-то удручён сложившимися обстоятельствами. А человек, назвавший свой сборник стихов “Сестра моя – жизнь”, каким представляется вам? Предполагаемый ответ: Этот человек влюблен в жизнь. Поэт ощущает себя частью целого, частью природы, понимая своё с ней родство, жизнь для него стала сестрой.

В 1922 году вышла книга стихов “Сестра моя – жизнь”, посвящённая М. Лермонтову. Если в ранних стихах образы нанизывались на образы, сравнения на сравнения, то в этой книге Пастернак начинает овладевать потоком поэтических образов.

(Чтение стихотворения “Сестра моя – жизнь” наизусть подготовленным учеником). Приложение 3.

4.Анализ стихотворения “Сестра моя – жизнь”

- Какова лирическая ситуация стихотворения?

-Как поэт передает чувство влюбленности?

-Для чего поэт использует аллитерацию?

- Есть ли в стихотворении образ любимой?

-В первых двух строфах стихотворения звучит несвойственное Пастернаку типично романтическое противопоставление. В чем оно проявляется?

- Мир природы, каким он показан в стихотворении?

-Определите стихотворный размер произведения.

( Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. К нему не раз обращался М. Лермонтов, подчеркивая ритмом искренность, исповедальность лирического монолога).- А чем ещё стихотворение близко лермонтовской поэзии, а в чем отличие?

( Общим у Пастернака и Лермонтова является мотив одиночества, непонимания окружающими лирического героя, но Лермонтову не свойственно восхищение жизнью, миром, хотя лермонтовский герой тоже находил утешение и понимание в мире природы).

Слово учителя (продолжение лекции)

А. Синявский писал о своеобразии лирического героя и природы в лирике Пастернака: “В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир”. Пастернак не стремился говорить за весь мир от своего лица, а предпочитал, чтобы мир говорил за него и вместо него: “Не я про весну, а весна про меня”

(Чтение учеником стихотворения из сборника «Темы и вариации» )Мчались звезды. В море мылись мысы.Слепла соль. И слезы высыхали.Были темны спальни. Мчались мысли,И прислушивался сфинкс к Сахаре.Плыли свечи. И, казалось, стынетКровь колосса. Заплывали губыГолубой улыбкою пустыни.В час отлива ночь пошла на убыль.Море тронул ветерок с Марокко.Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.Плыли свечи. Черновик «Пророка»Просыхал, и брезжил день на Ганге.

В сборник «Темы и вариации» вошли стихотворения, написанные в 1916-1922 годах. Шесть лет разделяют стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…» и «Вариации 3», а вы заметили, как изменилась интонация? По-моему, не заметить этого было нельзя. Музыка и чтение прекрасно донесли и тревожные нотки, и космическое пространство изображаемого. На первое место выступает человек. Пусть еще посредством выражения через природу, но уже человек с его проблемами и заботами, с его тревогамии размышлениями о жизни, о добре и зле. Это уже философская лирика, хотя еще и в импрессионистской форме.

-В чём, по-вашему, проявляется эта философичность?

Впервые появляется здесь пушкинская тема: от воспоминаний о нем до цитирования его произведений.

В своих лирических произведениях поэт обращается и к историческим личностям (поэма «Лейтенант Шмидт»), и к людям, чья судьба тогда касалась и трогала его (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду). В 20-е годы поэт в своих произведениях выразил мужественную решимость писать, преодолевая трудности, жить, несмотря на опасности и трагические перемены:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют.

Но старость — это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Выражением этих намерений и взглядов стала написанная в 1930—1932 годах книга стихов «Второе рождение».

Стихотворение “Венеция” было навеяно путешествием в 1912 году через Швейцарию в Италию.

- Прочтите фрагменты вслух.

Я был разбужен спозаранку

Бряцаньем мутного стекла.

Повисло сонною стоянкой,

Безлюдье висло от весла.

Я был разбужен спозаранку

Щелчком оконного стекла.

Размокшей каменной баранкой

В воде Венеция плыла.

- Какой вариант наиболее конкретный?

(Наиболее конкретный второй вариант, образ открывающегося окна и баранки более понятны нам).

- Сравните изменения, которым подвергнул поэт строфу.

( Пастернак заменил смутные строки о “сонной стоянке” – неожиданно рискованным, но более выразительным и простым сравнением.Слово учителя (продолжение лекции)

Поэт добивается “мгновенной, рисующей движение живописности, хотел, чтобы читатель зримо представил себе город на воде. Прозаичность образа его не пугала”

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей. Смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение самостоятельного художника. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился.

«Именно в 36 году, — вспоминал поэт через 20 лет, — когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. (Известны замечательные переводы Шекспира — примечание учителя.) Личное творчество кончилось. » Так продолжалось все годы войны и сталинского террора.

(Чтение учащимися Сонета №66 Шекспира на английском языке и в переводе Пастернака)

That time of year thou mayst in me beholdWhen yellow leaves, or none, or few, do hangUpon those boughs which shake against the cold,Bare ruined choirs, where late the sweet birds sang.In me thou seest the twilight of such dayAs after sunset fadeth in the west,Which by and by black night doth take away,Death's second self, that seals up all in rest.In me thou seest the glowing of such fireThat on the ashes of his youth doth lie,As the death-bed whereon it must expire,Consumed with that which it was nourished by.This thou perceiv'st, which makes thy love more strong,To love that well which thou must leave ere long.

Измучась всем, я умереть хочу.Тоска смотреть, как мается бедняк,И как, шутя, живется богачу,И доверять, и попадать впросак,И наблюдать, как наглость лезет в свет,И честь девичья катится ко дну,И знать, что ходу совершенствам нет,И видеть мощь у немощи в плену,И вспоминать, что мысли заткнут рот,И разум сносит глупости хулу,И прямодушье простотой слывет,И доброта прислуживает злу.Измучась всем, не стал бы жить и дня,Да другу трудно будет без меня.

Шекспир, Гёте, Шиллер. Сегодня мы знаем произведения этих гениальных писателей именно по переводам Пастернака. «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир», сонеты Шекспира. Две части «Фауста» Гете. Вынужденный перерыв в собственном творчестве, когда не будет напечатано ни одной строчки, растянется на десятилетие.

Следующий сборник стихов «На ранних поездах» выйдет только в 1941 году.

Я молча узнавал РоссииНеповторимые черты.

Эти строки проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи, вписаны в историю. Рубеж 40-х разделил творческий путь Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая ясность и простота. Его стихи “одухотворены присутствием раскрывшегося поэту огромного образа России”. От того, что написано до “Ранних поездов” автор отрекся бесповоротно. Взыскательный мастер отказывался не только от всего написанного за три десятилетия, жестче любого сталинского проработчика он судил прожитую жизнь: “неоправдавший обещания”, “малочисленность и ничтожество сделанного”, - это написано человеком, шагнувшим за пятьдесят. “Зерно не даст всхода, если не умрет” - Пастернак любил эту евангельскую мудрость. В сознании жизненного краха коренилась надежда на возрождение.

В начале Великой Отечественной войны Пастернак проходил курсы военного обучения, добивался разрешения пойти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город Чистополь, где это время жили и другие писатели.

В 1943 году с бригадой писателей Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В результате этой поездки были написаны большой цикл стихотворений, очерки в прозе, напечатанные много позднее, поэма «Зарево». По-прежнему работает над переводами. Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года, и в начале 1956 года книга была отдана в печать в журнал «Новый мир». Однако редактор журнала К. М. Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет. Последовали зарубежные издания произведения и переводы практически на все языки мира.

С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

(Чтение учащимся стихотворения «Нобелевская премия» ). Приложение 3.

Я пропал, как зверь в загоне,Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони,Мне наружу хода нет.

Тёмный лес и берег пруда,Ели сваленной бревно.Путь отрезан отовсюду.Будь что будет, всё равно.Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,Верю я, придёт пора –Силу подлости и злобыОдолеет дух добра.

«Травля добила его, – вспоминал А. Вознесенский. – Художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам…». Уходят несломленными, непобежденными. Таков и Б.Л.Пастернак. Он имеет право называться художником. Его творчество в зрелые годы – это творчество большого мастера, достойно продолжающего традиции великой русской литературы, и в первую очередь, пушкинские традиции.

При этом он никогда не забывал о «лица не общем выражении», и не отступался от собственного лица.

Нелегкая двойственность существования не нарушала ритм его работы. В 1959 году поэт пишет стихи своей последней книги «Когда разгуляется». На пороге своего семидесятилетия продолжает писать драму «Слепая красавица» о жизни крепостного актера (и о судьбе искусства в условиях крепостного права в России).

С начала 1960 года, преодолевая постепенно нарастающие боли в спине, Пастернак переписывал первые сцены пьесы. С середины апреля наступило ухудшение, и, отчетливо сознавая неизлечимость своей болезни, он оставил неоконченную работу и позволил себе лечь в постель.

30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. Пророческими стали слова, сказанные поэтом за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

Одна из видеом А. Вознесенского посвящена 100-летию Пастернака.

Перед вами плакат с чёрно-красной графикой “Век Пастернака”. Тут и лицо с пастернаковской фотографии, и распятие, и рассыпанные, как снег, парящие строфы… Поэзия и трагедия на одном листе. “Век Пастернака” - произносим мы вслед за поэтом. В нашей стране нация выражает свою судьбу через судьбу поэта. Так повелось.

-Как бы охарактеризовали век Пастернака? (Ответить одним предложением «Век Пастернака-это…)

-Процитируйте строчки стихотворений Пастернака, которые вас сегодня особенно поразили. Почему?

IV. Домашнее задание.

1.Выучить понравившееся стихотворение Бориса Пастернака, выполнить его анализ; составить синквейн «Мой Пастернак».

2. Индивидуальные задания к уроку по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»

3. Попытайтесь дать свои объяснения названиям сборников стихов Пастернака: «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Второе рождение» и др. Как в этих названиях отразились творческие принципы поэта?

  • 00078537-328b2143

Размер файла: 312 kB Загрузок: 0

Материалы по теме Навигация по записям Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник:

schoolfiles.net

Гордиенко Л., Свирина Н., Федоров С. Творчество Пастернака в шк. изучении в городе Новокузнецк

В этом каталоге вы можете найти Гордиенко Л., Свирина Н., Федоров С. Творчество Пастернака в шк. изучении по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть похожие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Транспортировка производится в любой город России, например: Новокузнецк, Астрахань, Липецк.