Каталог книг

Рябоволова А. (сост.) Божества индуизма

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Рябоволова А. (сост.) Божества индуизма Рябоволова А. (сост.) Божества индуизма 66 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Божества индуизма Божества индуизма 70 р. ozon.ru В магазин >>
Рябоволова А. (сост.) Нэцкэ Рябоволова А. (сост.) Нэцкэ 66 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Фаминцын А. Божества древних славян Фаминцын А. Божества древних славян 606 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Фаминцын А. Божества древних славян Фаминцын А. Божества древних славян 507 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ананда Кумарасвами Мифы буддизма и индуизма Ананда Кумарасвами Мифы буддизма и индуизма 59.9 р. litres.ru В магазин >>
Сторожук А., Корнильева Т., Завидовская Е. Духи и божества китайской преисподней Сторожук А., Корнильева Т., Завидовская Е. Духи и божества китайской преисподней 1999 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Другие религии и учения Востока

Рябоволова А. (сост.) Божества индуизма

Конфуцианство и даосизм. Хозяйственная этика мировых религий

В книге впервые на русском языке целиком публикуется первая часть фундаментального исследования, посвященного взаимоотношениям между основными религиозными течениями и характером обществ, развивавшихся под их влиянием. Рассматриваются ценностные системы и.

Парадвайта. Основы кашмирского шиваизма

Сборник посвящается уникальной духовной традиции Кашмира, утвердившей абсолютно недвойственный взгляд на устройство Вселенной и ее изначальную гармонию. Мир с его меняющимися декорациями радости, боли, надежд и стремлений предстает величественной игрой Шив.

Дао-Инь: даосская йога. Уникальная система управления жизненной энергией

Дао-Инь (даосская йога) - уникальная система упражнений для восстановления здоровья и достижения долголетия. В переводе с китайского означает "направлять энергию Ци с помощью силы ума-глаз-сердца". Все упражнения Дао-Инь выполняются с целью удалить из организма негативную энергию и насытить его жизненной силой. Упражнения Дао-Инь просты, не требуют предварительной физической подготовки и не имеют ограничений по возрасту. Их эффективность подтверждена веками.

Купите книгу Дао-Инь: даосская йога. Уникальная система управления жизненной энергией дешевле, сравнив цены.

Общее введение в изучение индусских учений

Книга Рене Генона "Общее введение в изучение индусских учений" (1921) является его первой опубликованной работой и служит введением к изучению любых, а не только индусских, традиционных учений Востока, а также к остальным работам этого выдающегося мыслителя. Автор раскрывает западному читателю совершенно иной подход к изучению восточных учений - такой, который позволяет приблизиться к пониманию самих представителей Востока, не обременённых западным образованием и мировоззрением.

Покупая книгу Общее введение в изучение индусских учений автора Генон Рене с помощью нашего сайта, вы экономите время и деньги.

Бусидо. Кодекс чести самурая

…Старинные японские легенды и предания гласят, что первые самураи появились тринадцать столетий назад, — их романтический образ всегда был окутан пеленой загадок и опасных тайн. Это издание знакомит читателя с основными положениями Бусидо — кодекса чести самураев: здесь собраны самые важные и основные положения, которые должны были выполняться беспрекословно, а также выдержки и цитаты, рассказывающие о нравственной философии японского воина. Книга содержит описания порядка боя и необходимых навыков в мастерстве владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Верность долгу и чести, сочетание буддийского трепетного отношения к смерти и равнодушия к жизни, вера в возможность перерождения в лучшем качестве в зависимости от того, как самурай прожил и завершил свой жи.

Бусидо. Кодекс чести самурая Улищенко Тарас

Саундарьялахари Ади Шанкарачарьи по сути представляет собой поэтическое произведение, наполненное высшей религиозностью, несмотря на содержащиеся в нем Тантрические концепции. Нет сущностного различия между Ведическими идеалами Наивысшего и Тантрическими. Тантрическая концепция Шивы и Шакти та же, что и Ведическая Пуруши и Пракрти, или Адвайтистская Брахмана и Майи.

Купите книгу Волна красоты дешевле, сравнив цены.

Разжимая руку мысли. Суть Дзен-буддизма

Книга «Разжимая руку мысли» идет прямо к сердцу практики дзен. С подлинной ясностью и практичностью она описывает процесс дзадзен — сидение в самом центре жизни с полным сердцем. И она представляет очень широкий, открывающий вам дзадзен в.

Целительный свет Дао: базовые практики для пробуждения энергии ци

Перед вами полное последовательное изложение даосских техник световой медитации, а также некоторые традиционные методики их применения в практике интегральной саморегуляции и целительства. Даосская практика - это система действий, позволяющих человеку вернуть утраченную молодость, восполнить потерянную энергию, раскрыть в себе все самое лучшее и пробудить свой духовный потенциал.

Целительный свет Дао: базовые практики для пробуждения энергии ци Чиа Мантэк

У.Г. Кришнамурти (1918-2007) - наиболее радикальный и шокирующий учитель, не вписывающийся ни в одни существующие духовные и светские рамки и представления.

В отличие от более поздних бесед, в этих ранних беседах У.Г. достаточно подробно описывает процесс вхождения в естественное состояние, видение, которое при этом открылось, и биологические изменения, которым подверглось его тело.

Эти беседы также включают глубокие пояснения духовных традиций человечества. "Я открываю все тайны" - говорит У.Г. Никогда более он об этом не говорил.

В числе участников бесед известный квантовый физик Дэвид Бом.

Правильно подобранная пища способствует излечению болезней и укрепляет здоровье, с другой стороны неправильное питание является одной из основных причин развития болезней. Прочитав книгу, вы познакомитесь с аюрведическим подходом к питанию. Это поможет вам научиться определять качества пищи и выбирать те продукты и блюда, которые соответствуют вашей конституции и текущему состоянию. Рецепты из индийской кухни внесут разнообразие в ваш рацион.

Вы можете купить книги Аюрведическая кулинария автора Лад Васант, с помощью нашего сайта.

Книга Ярослава Климанова является поэтическим изложением древних сюжетов Вед, Упанишад, Махабхараты, Панчатантры и других источников.

Садхана. Внутренний путь. Сборник высказываний из божественных бесед Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы

Предлагаемая книга - сборник высказываний Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы о духовной практике, медитации и молитве. Она является незаменимым руководством для ищущих, отражая множество тонких аспектов, а также помогая преодолеть препятствия и трудности, возникающие на внутреннем пути к познанию истины. Книга актуальна как для начинающих, так и для уже опытных искателей Духа.

Сравнивайте цены на Садхана. Внутренний путь. Сборник высказываний из божественных бесед Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы Саи Баба Сатья и покупайте дешевле.

Бхагавад-гита как она есть

Бхагавад-гита является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, в том числе закон кармы и концепция перевоплощения души. Адресована широкому кругу читателей.

Узнайте, где купить дешевле книгу Бхагавад-гита как она есть

Карма-йога. Практика духовной трансформации

Карма-йога - это йога деятельности. Она объясняет, как устроен закон причинно-следственной связи в нашей Вселенной, и позволяет понять, какие действия благоприятны для любого живого существа, а какие - неблагоприятны. Актуальность этого учения может быть сравнима только с его древностью и авторитетностью. Труды о карма-йоге писали многие индийские просветленные мудрецы, в их числе и Свами Шивананда (1887-1963). В этой книге Свами Вишнудевананда, русскоязычный мастер Адвайта-веданты, разъясняет принципы карма-йоги, комментируя мысли учителя.

Купите книгу Карма-йога. Практика духовной трансформации дешевле, сравнив цены.

"Я передаю, но не создаю" - этим знаменитым изречением Конфуций хотел сказать, что он лишь посредник между мудрецами Древнего Китая и будущими поколениями. Такова цель и этой книги - донести до со временного читателя образ "настоящего Конфуция", позволить вступить с ним в диалог, словно нас не разделяют века. На протяжении более чем двух с половиной тысячелетий идеи Конфуция неоднократно пересматривались, подвергались всевозможным толкованиям, так что в современном конфуцианстве от взглядов собственно Конфуции мало что осталось. У исследователей практически нет достоверной информации о философе, восстановить отдельные события его жизни довольно сложно, поэтому автору пришлось делать некоторые предположения относительно точного времени тех или иных событий в жизни Конфуция. Но неизменно гла.

«Гита-махатмья», часть «Падма-пураны», раскрывает славу «Бхагавад-гиты» и доказывает, что любое заветное желание, будь оно материальным или духовным, может быть исполнено, если прочитать даже небольшой отрывок из «Бхагавад-гиты». Поистине нет более великой книги! Я надеюсь, что «Гита-махатмья» вдохновит вас снова и снова перечитывать «Бхагавад-гиту», находя на это время каждый день. Ведь воистину она — пища для души (Рохинисута дас).

Гита-махатмья Мадхурья Кадамбини

Духовная экономика. Уроки из Бхагавад-гиты. Том 1. В чем состоит экономическая проблема и как ее решить

Власть денег безжалостно ввергла весь мир в огонь. Она не щадит никого. Все мы скоро будем принесены в жертву на алтаре жадности. Необходимо что-то предпринять, и есть люди, которые указывают нам, что нужно делать, но как это сделать, они сказать не могут. Между тем, решение экономических проблем найдено давным-давно. Ответы на все наши вопросы содержатся в Бхагавад-гите, которая есть не что иное, как квинтэссенция духовного знания. Духовная экономика - вот решение. Это полный радости образ жизни, который принесет в мир изобилие и процветание, гармонию и покой.

Узнайте, где купить дешевле книгу Духовная экономика. Уроки из Бхагавад-гиты. Том 1. В чем состоит экономическая проблема и как ее решить Дханешвара-дас

Смерть одного гуру

Рабиндранат Махарадж происходит из древнего рода браминов, касты индуистских священников и учителей. Каждый день в течение многочасовой медитации он погружался в потусторонний мир, но постепенно в его сознании зарождались сомнения относительно безопасности подобных духовных упражнений. Махарадж честно и ярко описывает жизнь и обычаи индусов. Он рассказывает о своем пути поиска истины, о мучительном выборе, который ему пришлось сделать между индуизмом и Христом. Это очень искреннее свидетельство.

Сравнивайте цены на Смерть одного гуру и покупайте дешевле.

Вигьян Бхайрав Тантра. Часть 4

Багван Шри Раджниш, известный на западе также как Ошо - просветленный Мастер нашего времени, автор 350 книг. Эта книга представляет четвертый том бесед Ошо по Вигьян Бхайрав Тантре. Они были проведены в Бомбее, Индия, с 2 июля по 8 ноября 1973 года. "Эти техники предназначены для того, чтобы превратить знания в опыт. Эти техники предназначены для того, чтобы превратить знакомство в понимание. Благодаря этим техникам то, что принадлежит Будде, или Кришне, или Христу, может стать вашим - оно может стать вашей собственностью. И пока знание не будет принадлежать вам, никакая истина не истинна. Знание может быть великой ложью, прекрасной ложью, но никакая истина не может быть истиной до тех пор, пока она не станет вашим переживанием - личным, подлинно вашим".

Индуизм и буддизм. Краткая энциклопедия

Настоящий сборник составлен Ларисой Ивановной Фусу, одним из лучших целителей России, одним из руководителей Школы космоэнергетики Эмиля Багирова, обладателем ордена "Звезда Магистра", учредителем и главным редактором журнала "Человек и космос", доктором медицинских наук, лауреатом Государственной премии в области медицины. В данный сборник вошли многочисленные материалы, с разных сторон трактующие вопросы истории возникновения и развития, вплоть до современности, индуизма и буддизма, представлены обзорные материалы о жизни и деятельности Будды (Сиддхартхи Гаутамы), повествуется об основных индуистско-буддийских богах, понятиях, ритуальных предметах, мандалах, мудрах, асанах и т.п. Подробно рассказывается о таких персонажах буддизма, как Авалокитешвара (Ченрезиг) и Миларепа. Значительный у.

Вы можете купить книги Индуизм и буддизм. Краткая энциклопедия, с помощью нашего сайта.

Источник:

bookza.ru

Боги индуизма - 1

Боги индуизма - 1. Тримурти

Главными богами индуизма является божественная триада популярных индийских богов Брахмы, Шивы и Вишну(Тримурти). Несмотря на такое огромное и разнообразное многобожие индийской религии, можно воспринимать индуизм и как религию с верой в единого Бога. А всех этих многочисленных индусских богов как различные проявления того одного единственного великого Бога. Ну а тройку крупнейших богов – Брахму, Шиву и Вишну можно даже сравнить с христианской Троицей. Ведь для индуизма также присуща идея троичности и триединства божественных сил. Эти три бога представляют собой одну божественную сущность, но у каждого из них своя сфера деятельности.

Верховная Личность Бога косвенно связан с тремя качествами природы: страстью, благостью и невежеством. Для создания, поддержания и разрушения материального мира Он принимает три формы, имеющие отношение к этим качествам, — это Брахма, Вишну и Шива. Среди них только Вишну, отвечающий за благость, приносит всем живым существам высшее благо.

Из этих трех Брахма создает вселенную, Вишну поддерживает ее, а Шива разрушает после каждого космического цикла. Среди этих трех личностей Брахма и Шива — главные полубоги, в то время как Вишну — Сам Бог. Эзотерические части Ведических писаний объясняют, что Верховная Божественная Личность — это Кришна. Он обитает в Своей обители в духовном мире, которая находится далеко за пределами этого материального творения. Его тело имеет две руки, однако для того, чтобы сотворить материальный мир, Он распространяет Себя в четырехрукую форму Вишну. Господь Вишну поддерживает вселенский порядок и является господином двух других главных божеств, Брахмы и Шивы.

Господь Брахма, первое сотворенное живое существо в каждом космическом цикле, рожден непосредственно из Господа Вишну. Для того, чтобы создать все планеты и формы жизни в этой вселенной Брахма сначала создает основных полубогов, которые в свою очередь создают дальнейшее потомство для заселения вселенной. Поэтому Брахма является отцом всех живых существ и господином всех полубогов.

После Господа Вишну, Господь Шива, пожалуй, наиболее популярное божество в индуизме. Он рожден как непосредственный сын Господа Брахмы и он имеет различные функции и обязанности и поэтому также множество имен.

Как и все божества, Брахма, Вишну и Шива имеют свои атрибуты: супругу (шакти, или "энергия"), личное средство передвижения (вахана) и характерные символы.

Вишну (хранитель Вселенной) — Лакшми (Богиня удачи) — Гаруда (орел)

Брахма (творец Вселенной) — Сарасвати (Богиня мудрости, образования и музыки) — Хамса (лебедь)

Шива (разрушитель Вселенной) — Парвати, называемая также Дурга или Кали (олицетворение материальной природы) — Нанди (бык)

Брахма – Бог творец. Брахма является саморожденным, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа (рождённый из пупа). Брахма является сыном Верховного Абсолюта, Брахмана, и женской энергии Пракрити или Майя.

Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества. В Ману-смрити перечислины их имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пуласья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета (по другой версии, Дакша), Бхригу и Нарада. Затем Брахма сотворил семь великих мудрецов (Сапта-риши), которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра (сыновья, рождённые из ума). Брахма считается отцом Дхармы и Атри. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.

Брахма только иногда вмешивается в дела других богов и ещё реже в дела людей.

Бхагавата-пураны рассматривают Брахму как творца Вселенной, но не как Бога. Напротив, считается, что он был сотворён Богом (в его безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того, как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.

Пураны рассказывают историю о том, как в результате проклятий великого мудреца Бхригу, полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было ограничено. Однажды Бхригу проводил на земле огромное ведическое жертвоприношение. Было решено, что председательствующим божеством на яджне будет величайший из Богов. Бхригу взялся найти величайшего из Тримурти. Когда он пришёл к Брахме, тот был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов прибывшего на аудиенцию мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклонятся ему.

Брахма изображается с кожей красноватого цвета, одетым в красные одежды. Брахма имеет четыре головы и четыре руки. Четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу. Красный цвет кожи символизирует золото и указывает на то, что Брахма активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования.

В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из метала или из скорлупы кокосового ореха, вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя, эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, акшамала (чётки символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной), которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма держит книги Вед (символ знания) , но иногда — цветок лотоса (символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной). Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука – эго и передняя левая рука — самоуверенность.

На голове у Брахмы корона, символ его верховной власти во Вселенной.

Вахана Брахмы – лебедь, символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались.

Шри Брахма Самхита (санскр. «Песнь Брахмы») — одно из важнейших священных писаний гаудия-вайшнавизма. Брахма-самхита содержит молитвы творца этой вселенной Брахмы Кришне, произнесённые Брахмой в самом начале творения. В течение многих столетий текст Брахма-самхиты считался утерянным. В начале XVI века совершавший паломничество по Южной Индии Чайтанья Махапрабху (1486—1534) обнаружил 62 шлоки пятой главы Брахма-самхиты в храме Ади-Кешавы. Об этом говорится в девятой главе Мадхья-лилы Чайтанья-чаритамриты. Брахма-самхита не только раскрывает важнейшие положения вайшнавской философии, но и содержит в себе в сжатой форме всю сиддханту Чайтаньи Махапрабху. В этом тексте Кришна описывается, как источник всего творения, причина причин, Верховная Личность Бога.

В 1971 году Джордж Харрисон выступил музыкальным продюсером и аранжировщиком песни «Govindam», состоявшей из нескольких стихов из Брахма-самхиты. Песню спели кришнаиты храма Радха-Кришны в Лондоне и она вышла на альбоме «The Radha Krishna Temple». В песне используются стихи: 5-30, 5-32.

Вишну — хранитель и и защитник Вселенной. Согласно традиционному толкованию имени, корень vis означает «обосноваться», «войти», или «пронизывать», а суффикс nu переводится как «всепроникающий», «тот, кто проникает везде», «тот, кто свободен от оков и ничем не связан». О Вишну говорится как о всевышнем Боге в ряде священных текстов индуизма, в частности в Тайттирия-самхите, Яджур-веды и в Вишну-сахасранаме. Он также является воплощением доброты, милосердия и силы, которая сохраняет мир и поддерживает космический порядок, Дхарму.

Вишну часто изображается лежащим или опирающимся на змея Шеша, рядом со своей женой Лакшми, которая гладит его ноги. Говорят, что он никогда не спит и постоянно находится в миролюбивом настроении Шанти. В Пуранах говорится, что цвет тела Вишну тёмно-голубого цвета, подобно цвету облаков. Чаще всего Вишну представляют держащим в руках с четыре предмета или оружия. В одной руке Вишну держит раковину или Санку. Во второй руке диск или Вайджру. В третьей руке он держит булаву и в четвертой лотос и Падма. У него также есть лук который называется Сарнгa и меч который называется Нандака. Большую часть времени добро и зло находятся уравновешенном состоянии. Но порой баланс нарушается и злые демоны берут верх. Тогда, в ответ на просьбы других Богов, Вишну воплощается в человеческом обличии и приходит чтобы установить правильный баланс снова. Десять воплощений Вишну, как правило принято называть аватарами Вишну. Десять аватар Вишну:

Первое воплощение — аватара Матсья или Рыба. В этой форме Вишну спас Санкт Ваивасвата, индусский аналог библейского Ноя (или наоборот).

Второе воплощение — аватара Курма или Черепаха. В момент пахтанья молочного океана, Курма будучи черепахой подпер гору Мандара, которая начала погружаться в молочный океан, и это спасло Девов (Богов).

Третье воплощениеВараха или Кабан. Вишну убил демона Хираньякша, вернул украденные Веды и поднял Землю со дна океана.

Четвертое воплощениеНарасимха или Лев. Будучи существом наполовину львом, наполовину человеком, Вишну?? убил демона Хираньякашипу, брата Хираньякши (которого убил Вараха). Хираньякашипу получил от Брахмы благословение, что он не может быть убит человеком, животным или богом, но Вишну сделал это во имя мира на Земле.

Пятое воплощениеВамана или Гном. в этом воплощении Вишну убил демона Бали, который получил власть над Землей и напал на Девов.

Шестое воплощениеПарашурама. Он своим легендарным топором убил короля Картавирьи, который украл священную корову Камадхену, которая может выполнять все желания.

Седьмое воплощениеРама. Шри Рама убил демона Равана, который похитил Ситу. Подробнее об этом можно прочитать в Рамаяне.

Восьмое воплощениеКришна. Он убил Камсу, сына демона и короля Матхура. Кришна является одной из самых популярных аватар бога Вишну, так как Кришна и есть Верховная Личность Бога пришедшая на Землю из духовного мира. Господь Кришна и все Его полные части — это вишну-таттвы, т.е. существа, относящиеся к категории Бога. Из Шри Кришны исходит Баладева, из Баладевы — Санкаршана, из Него — Нараяна, а из Него — другой Санкарашана. Из последнего проявляются пуруша-аватары: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Кширодакашайи Вишну, или Высшая Душа, божество, повелевающее стихией благости в этом мире, это значит, что Брахма создает вселенную с помощью силы страсти, Вишну поддерживает ее силой благости, а Шива в должное время разрушает ее, танцуя тандава-нритью, танец разрушения. Материалисты обычно поклоняются Брахме, глупцы — Шиве. Но стремящиеся к духовности поклоняются форме благости, Вишну в Его разных проявлениях.

Девятое воплощениеБудда. Эта аватара была призвана избавить мир от убийства коров и других животных в виде жертвоприношений (ахимса).

Десятое воплощениеКалки. Он придет на Землю в этой Кали-юге с мечом на белом коне, что бы уничтожить зло.

Три формы Вишну. В тексте Сатвата-тантра описываются три различные формы, или ипостаси Вишну: Маха-Вишну, Гарбодакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну.

Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей. Первая из этих экспансий, Маха-Вишну, создаёт всю совокупность материальной энергии, известной как махат-таттва. Вторая экспансия, Гарбходакашайи Вишну, входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них. Третья ипостась, Кширодакашайи Вишну, распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной.

Говорится, что человек, осознавший эти три формы Вишну, достигает мокши (освобождения).

Вишну — это Бхагаван, что в переводе с санскрита означает «обладающий всеми достояниями». Говорится, что Вишну обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых выделяют шесть основных: джнана (знание), айшварья (богатство), шакти (могущество), бала (сила), вирья (мужество) и теджас (великолепие). Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это гамюхирья (неописуемое величие), аударья (щедрость) и карунья (сострадание).

Вишну имеет множество имен, связанных с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и аватаров Вишну. В «Махабхарате» (149-й главы Анушасана-парвы) приводится список тысячи имен Вишну, содержащийся в тексте Вишну-сахасранама (буквально: тысяча имён Вишну). Другие наиболее распространенные имена Вишну:

Говинда – пастух, наслаждающий чувства коров

Кешава – сразивший демона Кеши

Мадхусудана – убийца демона Мадху

Пурушоттама – лучший из людей или высший дух.

Вишну отведена и космогоническая роль. В конце каждого мирового цикла, после буйства стихий и все-разрушающей пляски Шивы Вишну вбирает в себя Вселенную и погружается в сон. Он лежит на змее Шеше, покоясь на водах Мирового океана. Пробуждаясь, он замышляет новое творение, из пупа его вырастает лотос, а из него возникает Брахма, которым осуществляет акт творения. При таких вселенских масштабах Вишну, тем не менее, для своих перемещений использует царя птиц Гаруду.

Как мудрец Бхригу определил, какой из Богов лучше.

Когда однажды на собрании Богов мудреца Бхригу попросили указать главнейшего между Брахмой, Вишну и Шивой, он взял на себя задачу выяснить этот вопрос при помощи довольно рискованного эксперимента. Сперва он проследовал к Брахме и намеренно пренебрег привычными для того проявлениями уважения и этикета. Это необычное обращение вызвало у этого Бога негодование и обильную брань. Тогда он посетил Шиву, с которым повел себя в еще более оскорбительной манере, чем вызвал гораздо более сильный гнев этого Бога.

Однако Бхригу в обоих этих случаях успевал восстановить мир, своевременно принеся извинения. На­конец, он прибыл на небо Вишну и нашел Вишну спящим, а Лакшми — сидящей рядом. Зная сдержанный характер этого Бога, он рассудил, что в отличие от двух предыдущих случаев одного только внешнего проявления неуважения было бы недостаточно для испытания, поэтому он приблизился к спящему Богу и сильно пнул его ногой в грудь. От этого Вишну проснулся, и, вместо того чтобы возмутиться, он не только выразил опасение и сожаление о том, что мудрец, должно быть, ушиб ногу, но и великодушно принялся растирать ушибленное место. Увидев это, Бхригу воскликнул: «Этот Бог самый могущественный, поскольку он превосходит всех в доброте и великодушии».

Шива – Бог разрушитель, так как олицетворяет собой разрушительные начала Вселенной. Если Брахма это карандаш, который рисует картину жизни, то Шива – ластик, который вытирает все лишнее и ненужное. Грозный бог Шива является настоящим воплощением Божьего гнева, это меч, карающий грешников и нечестивцев, очистительный огонь, который сжигает все грязное и мерзкое. Но также Шива(санскр. Siva — “благой, добрый, сострадательный”), не только разрушает, а иногда дарит новую жизнь, словно птица феникс, которая сжигает сама себя, а потом возрождается из пепла еще красивее и еще лучше, так и Шива дарит новое рождение из пепла. Шива — грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображают с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Он – бог аскетизма и само-умерщвления. Он глава йогов, подобно им, он ходит нагой, покрытый и измазанный пеплом, с длинными волосами, сплетёнными и поднятыми на темени.

Он глава бхутов – злых духов, ведьм и вампиров, которые носятся на местах казни, сжигания трупов, и в их компании он бродит по ночам. Один из эпитетов Шивы – владыка танца, а сам Шива по индийским верованиям является изобретателем многих земных танцев.

Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и Богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли Бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму.

В живописи Шива часто изображается с синей шеей, поэтому его называют Нилаканта, или "синешеий". Согласно мифу о пахтаньи мирового океана, при создании нектара бессмертия Боги использовали змея Васуки в качестве верёвки. В процессе змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.

Шива — отец слоноподобного Бога Ганеши и воинственного Бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нанди. Распространён образ Шивы в виде Царя танца – Шива-натараджа. По традиции у танцующего Шивы не менее четырёх рук, в одной из них он держит барабан – символ сотворения материи, а в другой — огонь – символ конца Вселенной. Классическая поза: одной ногой он попирает демона невежества, вторая нога поднята в танце. Часто его окружает кольцо священного огня, символизирующее мудрость и энергию.

Шива является одним из наиболее значительных и почитаемых богов Индуизма. Известно более тысячи его имен, раскрывающих многообразие его образов и функций. В ведический период Шиву называют именем Рудра , «Рычащий». Он носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрела, а также молния. Он обитатель гор — Гириша. Скитаясь по лесам, он является властелином лекарственных растений и Вдадыкой зверей — Пашупати. Он божественный целитель. Атхарва Веда провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от него. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде — на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий. Рудра — обитатель погребений, посыпающий прахом свое обнаженное тело, покрытое оленьей шкурой и украшенное ожерельем из черепов, блуждающий в джунглях и горах, несущий чашу с милостыней в виде половинки черепа, сопровождаемым собаками.

В своей милостливой форме он Шамбху. Он есть душа вселенной. Шива несет диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту — священный шнур, сделанный из змей; он смеется, поет и танцует в экстазе. Он Величайший Йогин и Аскет, Создатель и Хранитель Йоги и Тантры. Лишь Он Один способен принять все существующие во Вселенной Позы (асаны).

Днями особого почитания Шивы являются дни чатурдаши — 14 и 29 лунные дни, а также все понедельники. Мужчины, несущие в себе энергии Шивы, наделены большим духовным потенциалом и несгибаемой волей, постоянно работают как над своим духом, так и над телом. Они суровы и аскетичны по отношению к себе, но добры и снисходительны к другим.

Шива имеет множество имен и аспектов, главные из них таковы:

Махадева («Великий бог») – причина, источник мира, аналог Брахмана;

Махакала («Великий держатель Времени») – бог разрушения и смерти, персонификация всепожирающего времени. Однако , помимо смерти, в этом аспекте, он несет и надежду,т.к. являясь «смертью Смерти», Шива дарует освобождение от колеса рождений и смертей, спасение (мокша).

Натараджа («Царь космического танца») – Шива, как воплощение вездесущей космической энергии, вечно созидающий и разрушающий миры, задающий и поддерживающий ритм движения вселенной.

Махайоги («Великий йог»), погруженный в медитативный транс на горе Кайлаш, воплощение абсолютной йогической силы.

Дакшинамурти («Обращенный ликом на юг»,«Благожелательный») – Шива, разрушающий привязанность души к мирским делам и ведущий ее к освобождению, великий учитель, дарующий просветление своим ученикам через безмолвие.

Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл (Данда) — представляет смерть.

Лимон (Джамбхара) — семя мира.

Трезубец (Шула, Тришула) — означает учение.

Тришула (Trisula) — три шулы представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.

Щит (Кхетака) — представляет Дхарму, Закон.

Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта.

Полумесяц (Каумуди) — символизирует божественность Шивы.

Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) — его гнев, который покоряет зло.

Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — символизирует победу над звериной природой.

Бык Нанди — символизирует Дхарму, Закон, а также духовную преданность.

Барабанчик (дамара) — символ разрушения и созидания Вселенной в конце кальпы.

Созидающая сила Шивы воплощена в его основном символе — линге-фаллосе, мужском детородном органе. Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шива означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Лингам олицетворяет ту же самую реальность — место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего Шива поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалингам представляет самого Бога. Является Шивалингам фаллическим символом, или нет — вопрос открытый. Шива не имеет формы — он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить. Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Верхняя часть Лингама называется питха и представляет собой мужское начало, основание Лингама — йони, представляет начало женское. У Шивы — тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног. Вершина Шивалингама в форме сферы также включает в себя тысячу голов. По сторонам циллиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалингам является воплощением всеобъемлющего Пуруши.

Источник:

nnm2.com

Рябоволова А. (сост.) Божества индуизма в городе Нижний Новгород

В нашем интернет каталоге вы можете найти Рябоволова А. (сост.) Божества индуизма по доступной цене, сравнить цены, а также найти иные предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка товара может производится в любой населённый пункт РФ, например: Нижний Новгород, Челябинск, Уфа.