Каталог книг

Судоку. Новейшие головоломки

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Дом, семья, быт

Описание

Судоку - это популярнейшая в мире числовая игра-головоломка, позволяющая развить логическое и творческое мышление. Мы собрали для вас самые различные варианты головоломок, которые подойдут как новичкам, так и профессионалам. С помощью этой книги вы сможете испытать свои интеллектуальные способности и подняться на новый уровень мастерства.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Николаева Ю. Судоку. Новейшие головоломки Николаева Ю. Судоку. Новейшие головоломки 414 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ю. Н. Николаева Судоку. Новейшие головоломки Ю. Н. Николаева Судоку. Новейшие головоломки 345 р. ozon.ru В магазин >>
Сборник Японские головоломки: Судоку для умников и умниц Сборник Японские головоломки: Судоку для умников и умниц 29 р. litres.ru В магазин >>
Судоку. Японские головоломки Судоку. Японские головоломки 250 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Николаева Ю. Судоку. Занимательные головоломки Николаева Ю. Судоку. Занимательные головоломки 414 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Николаева Ю. Судоку. Настоящие головоломки Николаева Ю. Судоку. Настоящие головоломки 414 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Николаева Ю. Судоку. Потрясающие головоломки Николаева Ю. Судоку. Потрясающие головоломки 414 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Пример решения проблем – самый сложный судоку

Пример решения проблем – самый сложный судоку

В предыдущих статьях мы рассматривали разные подходы в решении проблем на примерах головоломок судоку. Пришло время попытаться, в свою очередь, проиллюстрировать возможности рассмотренных подходов на достаточно сложном примере решения проблем. Итак, сегодня мы приступим к самому "невероятному" варианту судоку. Терминологию и предварительные сведения вы, уж будьте так любезны, посмотрите в предыдущих моих статьях, касающихся судоку, иначе вам трудно будет понять содержание данной статьи.

Вот какие сведения я нашел об этом сверхсложном варианте в интернете:

Профессор Хельсинского университета Арто Инкала (Arto Inkala) утверждает (2011г.), что он создал самый сложный в мире кроссворд судоку. Эту сложнейшую головоломку он создавал три месяца.

По его словам, созданный им кроссворд невозможно решить с помощью одной лишь только логики. Арто Инкала утверждает, что даже самые опытные игроки на решение потратят не меньше нескольких дней. Изобретение профессора получило название AI Escargot (AI – инициалы ученого, Escargot – от англ. «улитка»).

Для решения этой непростой задачи, как утверждает Арто Инкала, в голове одновременно нужно держать восемь последовательностей, в отличие от обычных головоломок, где помнить нужно об одной-двух последовательностях.

. Ну, "последовательности переборов" – это все же отдает машинным вариантом решения проблем, а те, кто решал задачу Арто Инкала посредством собственных мозгов, говорят об этом по-разному. Кто-то решал ее пару месяцев, кто-то объявил о том, что на это потребовалось лишь 15 минут. Ну что ж, чемпион мира по шахматам возможно и справился бы с задачей за такое время, а экстрасенс, если таковые обитают на нашей плане, возможно и еще быстрее. А еще мог быстро решить задачу тот, кто случайно с первого разу подобрал несколько удачных цифр для заполнения пустых ячеек. Скажем, одному из тысячи решателей задачи могло бы подобным образом и повезти.

Так вот, о переборе: если удачно выбрать две три правильных цифры, то перебирать восемь последовательностей (а это десятки вариантов) может и не потребоваться. Такое у меня было соображение, когда я решил приступить к решению указанной задачи. Для начала я, будучи уже подготовленным в рамках методик предыдущих статей, решил забыть о том, что знал до сих пор. Есть такой прием, заключающийся в том, что поиск решения должен протекать свободно, без навязанных ему схем и идей. А ситуация для меня была новой, так что требовалось на нее и по-новому взглянуть. Я расположил (в Эксель) исходную таблицу (справа) и рабочую таблицу, о смысле которой я уже имел случай рассказать в первой о судоку моей статье:

Рабочая таблица, напомню, содержит предварительно допустимые сочетания цифр в исходно пустых ячейках.

После обычной почти рутинной обработки таблиц ситуации немного упростилась:

Эту ситуацию я и начал изучать. Ну а поскольку я уже подзабыл, как именно я решал эту задачу несколькими днями раньше, то начинаю осмысливать ее по новой. Прежде всего, я обратил внимание на два числа 67 в ячейках четвертого блока и совместил их с механизмом вращения (перемещения) ячеек, о котором рассказывал в предыдущей статье. Перебрав все варианты вращения трех первых столбцов таблицы, я пришел к выводу, что цифры 6 и 7 не могут находиться в одном столбце и не могут вращаться асинхронно, они, в процессе вращения, могут лишь следовать одна за другой. Также, если присмотреться, семерка с четверкой как бы передвигаются синхронно по всем трем столбцам. Поэтому я делаю правдоподобное предположение, что в нижней левой ячейке блока 4 должна разместиться цифра 7, а в правой верхней – соответственно 6.

Но этот результат я пока принимаю лишь как возможный ориентир в опробовании других вариантов. А основное внимание я обращаю на число 59 в ячейке 4-го блока. Здесь может быть либо цифра 5, либо 9. Девятка обещает уничтожить очень много лишних цифр, т.е. упростить дальнейший ход решения задачи, и я начинаю с этого варианта. Но довольно быстро захожу в "тупик", т.е. далее надо снова делать какой-то выбор и как знать, как долго мой выбор будет проверяться. Я предполагаю, что если бы девятка действительно была когда-то правильным выбором, то Инкала вряд ли бы оставил такой очевидный вариант на виду, хотя механизм его программы мог и допустить подобный ляпсус. В общем, так или иначе, я решил сначала досконально проверить вариант с цифрой 5 в ячейке с числом 59.

Но уже позже, когда решил задачу, я, так сказать для очистки совести, все же вернулся к варианту с цифрой 9, чтобы определить как долго пришлось бы его проверять. Проверять пришлось не очень долго. Когда у меня в правой верхней ячейке блока 4 оказалась цифра 6, как и полагалось по предварительно выбранному ориентиру, то в правой средней ячейке возникло число 19 (убралась 6 из 169). Я выбрал для дальнейшего опробование цифру 9 в этой ячейке и быстро пришел к противоречивому результату, т.е. выбор девятки не верен. Тогда выбираю цифру 1 и снова проверяю, что из этого выйдет.

На каком-то шаге прихожу к ситуации:

где снова приходится делать выбор – цифру 2 или 8 в верхней средней ячейке блока 4. Проверяю оба варианта (2 и 8) и в обоих случаях заканчиваю противоречивым (не отвечающим условию судоку) результатом. Так что мог бы проверить вариант с цифрой 9 в средней нижней ячейке блока 4 с самого начала и много времени на это не потребовалось бы. Но я все же, как уже говорил, остановился на цифре 5 в упомянутой ячейке. Это привело меня к следующему результату:

Расположение цифр 4 и 7 в первых трех столбцах (колонках) свидетельствует о том, что они вращаются синхронно, что собственно и предполагалось при выборе цифры 7 для нижней левой ячейки 4-го блока. При этом двойка или девятка, будь любая из них требуемой цифрой в средней левой ячейке этого блока, должны соответственно двигаться асинхронно паре 4 и 7. Предпочтение в данном случае я отдал цифре 2, так как она "обещала" устранить много лишних цифр из чисел ячеек и, соответственно, быструю проверку допустимости данного варианта. А девятка быстро заводила в тупик – требовала подбора новых цифр. Таким образом, в левой средней ячейке блока с числом 29 я проставил не мой взгляд более предпочтительную из цифр – 2. Результат вышел следующим:

Далее мне пришлось еще раз сделать так сказать полупроизвольный выбор: выбрал двойку в ячейке с числом 26 в девятом блоке. Для этого достаточно было заметить, что 5 и 2 в трех нижних строках вращаются синхронно, так как 5 не вращалась синхронно ни с 1, ни с 6. Правда, синхронно могли вращаться еще 2 и 1, но из каких-то соображений – точно не помню – я выбрал 2 вместо числа 26, возможно потому, что этот вариант, по моей оценке, быстро проверялся. Впрочем, уже оставалось немного вариантов, и можно было достаточно быстро проверить любой из них. Можно было также вместо варианта с двойкой предположить, что цифры 7 и 8 вращаются синхронно в последних трех столбцах (колонках), а отсюда следовало, что в левой верхней ячейке 9-го блока могла быть только цифра 8, что также приводит к быстрой развязке задачи.

Надо сказать, что задача Арто Инкала не допускает чисто логического решения в рамках возможностей обычного человека – так она задумана, – но все же позволяет заметить некоторые перспективные варианты перебора возможных подстановок цифр и существенно сократить этот перебор. Попробуйте начать перебор с иных, чем в данной статье, позиций, и вы, убедитесь, что почти все варианты очень быстро заводят в тупик и требуется делать все новые и новые предположения относительно дальнейшего выбора подходящих подстановок цифр. Месяца два назад я уже пытался решить эту задачу, не имея той подготовки, которую я описал в предыдущих статьях. Проверил вариантов десять ее решения и оставил дальнейшие попытки. Последний же раз, уже будучи более подготовленным, я решал эту задачу полдня или немного более, но при этом с одновременным обдумыванием выбора с моей точки зрения наиболее показательных для читателей вариантов и также с предварительным обдумыванием текста будущей статьи. А окончательный результат решения получился следующий:

Собственно, данная статья не имеет самостоятельного значения, она написана лишь для иллюстрации того, как приобретенные навыки и теоретические соображения, описанные в предыдущих статьях, позволяют решать довольно сложные проблемы. А статьи были, напомню, не о судоку, а о механизмах решения проблем на примере судоку. Предметы, как по мне, совершенно разные. Однако поскольку судоку интересует многих, то я таким образом решил привлечь внимание к более существенному вопросу, касающемуся не собственно судоку, но решения проблем.

А в остальном – желаю вам успехов в решении всех проблем.

Источник:

algoritmist.ru

Судоку Бесплатно»: новая жизнь старинной забавы

«Судоку Бесплатно»: новая жизнь старинной забавы

Головоломка судоку имеет давнюю историю, корни которой тянутся еще из XVIII века. Сегодня она заслуженно относится к числу наиболее популярных головоломок и, как следствие, имеет множество воплощений в цифровом виде как на персональных компьютерах, так и на мобильных платформах. «Судоку Бесплатно» от компании Tor Digital Agency с уверенностью можно назвать достойной реализацией этой игры, поскольку в ней удачным образом сочетаются разнообразие заданий и удобный интерфейс, в котором нет ничего лишнего.

Первое, чем «Судоку Бесплатно» привлекает поклонников этой старинной забавы — высокая вариативность заданий. Игра имеет четыре уровня сложности: простой, средний, тяжёлый и невыносимый. Поэтому приложение отлично подходит как новичкам, только начавшим осваивать игру, так и ветеранам, которые не ищут лёгких путей и получают удовольствие лишь от самых сложных задачек.

Уровень сложности выбирается в начале новой игры, и если в процессе решения головоломки пользователь решит, что неправильно оценил свои возможности, он в любой момент сможет приступить к решению новой головоломки — более лёгкой или сложной, в зависимости от его выбора. Разумеется, начать новую игру с точно такой же сложностью ему тоже никто не запретит.

При выборе на игровом поле любого квадрата прилегающие к нему по горизонтали и вертикали ряды клеток подсвечиваются, что очень удобно. С одной стороны, внимание пользователя автоматически обращено только к нужным цифрам, и его взгляд не будет случайно перескакивать на соседние поля. С другой — никаких подсказок такая подсветка не даёт. Она просто помогает сэкономить время, не давая взгляду рассеиваться.

Другой удобной мелочью, делающей игру более комфортной, служит использование различных цветов. Цифры, которые по условию головоломки изначально расставлены в сетке, окрашены в чёрный цвет, в то время как игрок заполняет поля синими цифрами. Так что при необходимости ему не придётся напрягаться, вспоминая, какие цифры были в задаче изначально, а какие проставил он сам. И ошибочно введённые значения легко отыскать и удалить.

Решая судоку, то и дело сталкиваешься с ситуацией, когда на место в одной клетке «просятся» сразу несколько цифр. Когда их одна-две — это ещё полбеды. Но на более сложных уровнях, на которых количество таких цифр может быть весьма существенным, держать их в голове становится непросто. На этот случай разработчики оставили игроку возможность проставить в одной клетке сразу несколько цифр, которые по мере решения он сможет заменить одной, единственно правильной.

Конечно, кое-кто из многоопытных мастеров судоку назовёт такой подход неспортивным, но ведь у каждого пользователя есть выбор, пользоваться этой функцией или нет.

Управление незамысловатое и очень практичное. Разработчики благоразумно отказались от использования всплывающей экранной клавиатуры, которая здесь выглядела бы неоправданно громоздко. Вместо этого под игровым полем находятся два ряда цифр. Верхний служит для установки на поле одной большой цифры, а нижний — для использования нескольких маленьких цифр в одном квадрате. Повторное нажатие удаляет набранную цифру. Это и всё. Дальше — только игра.

Если какие-то обстоятельства вынуждают пользователя прерваться, он может спокойно закрыть приложение и заниматься другими делами. Когда он вернётся к головоломке, игра продолжится с прерванного места.

Единственный выявленный у «Судоку Бесплатно» серьёзный недостаток заключается в том, что приложение не берёт на себя управление подсветкой экрана. И если в настройках устройства указано отключение дисплея через некоторое время бездействия, как это и бывает чаще всего, то в процессе игры он периодически гаснет. Ведь не каждый игрок способен без остановки расставлять цифры. А когда во время принятия очередного решения экран бесцеремонно выключается, это здорово сбивает с толку.

Тем не менее, приложение наверняка понравится как мастерам судоку, так и начинающим игрокам, которые хотят освоить эту цифровую премудрость. Четыре уровня сложности и большое количество комбинаций этому очень способствуют. Впрочем, самым лучшим показателем успеха служит большое число высоких оценок, которые «Судоку Бесплатно» заработало на своей странице в Google Play.

  • одинаково хорошо подходит для игроков с любым уровнем подготовки;
  • хорошо продуманный интерфейс;
  • есть возможность продолжить прерванную игру;
  • приложение распространяется бесплатно.

  • нет контроля отключения дисплея;
  • нет справочного раздела с правилами игры;
  • высокие системные требования.

Судоку Бесплатно Fighting Games Материалы по теме:

Лучшие игры 2017 года для Android: выбор 4PDA

  • World of Fishers: реальная рыбалка на телефоне

  • «ЛингвоБашня»: расширяем словарный запас играючи

  • Лучший мобильный стелс-экшен 2017 года обзавёлся бесплатной версией 14 комментариев 14 комментариев

    Так как это эксклюзив для Android,смело можно утверждать,что Android учит человека думать..

    "Судоку бесплатно без регистрации и смс".

    Все остальные судоку в маркете платные?

    тише. тише. раскрывать маркетинг опасно, у меня так один раз комментарий удалили. до сих пор его вспомнить не могу.

    Я один незнаю как играть в судоку?

    Думаю нет, но можете научиться, там не сложно, игра интересная, а если не понравиться, хоть знать будите. ничего не теряете.

    Действительно, любой опыт важен :) Я так в шахматы учился играть

    Где уроки можно найти?)

    Там нужно уметь циферки расставлять, чтобы не повторялись в квадрате, всей полоски и горизонтали

    стань его сенсейем.

    У мужика усы крутые

    посмотрите китайские фильмы 60-70 годов 20 века - там такие усы - лишь брови у сенсеев :-) Про усы вообще молчу

    «Судоку Бесплатно»: Потрачено

    Google объединяет свои платёжные сервисы

    Совершенно неожиданно компания Google объявила о прекращении существования фирменного платёжного сервиса под названием Android Pay, который был запущен в конце 2015 года. Как владельцы Android-устройств отныне будут оплачивать покупки — читайте далее.

    Google выложила замену Android в открытый доступ

    Компания Google открыла разработчикам и всем желающим доступ к новой операционной системе Fuchsia. Поисковый гигант также рассказал, как именно установить и запустить ОС. Для этого потребуется два определённых компьютера и некоторые познания в сфере программирования.

    Лучшие игры 2017 года для Android: выбор 4PDA

    Весь этот год мы вам рассказывали, что игры на мобильных давно не те, графика не развивается, «консольного качества» так и не случилось, кругом тлен, безнадёга и микротранзакции. Однако! Несмотря на весь скептический настрой, полтора десятка классных проектов всё же вышло — их не стыдно вам показать. Встречайте: 15 лучших игр для Android, которые появились в 2017 году. Важно — это не «призовой» список с распределением мест, а просто набор крутых тайтлов, в которые вы можете залипнуть на этих праздниках.

    Криптовалюта от Дурова: преимущества, особенности и принцип работы

    В сети появились инсайдерские подробности о блокчейне и криптовалюте Павла Дурова Telegram Open Network (TON). Разработку назвали блокчейном третьего поколения после Bitcoin и Ethereum. TON решит сразу несколько проблем существующих криптовалют: например, сократит высокую стоимость и длительность транзакций до 1 миллиона операций в секунду, а также предложит другие улучшения. Чем отличается TON от остальных «монет» — читайте под катом.

    Microsoft озвучила дату окончания бесплатного обновления до Windows 10

    Компания Microsoft напомнила, что у всех желающих осталась последняя возможность бесплатно обновиться до Windows 10. Эта ОС вышла летом 2015 года, и изначально пользователи Windows 7, 8 и 8.1 могли совершенно бесплатно обновиться до «десятки» в течение года. После этого Microsoft запустила сайт для пользователей с ограниченными возможностям, также позволяющий бесплатно перейти на Windows 10. Этой опцией могли воспользоваться и другие клиенты, но скоро это предложение закончится.

    Самые комментируемые Рейтинг комментирующих Сколько денег вы тратите на Steam-распродажах?
    • 0 — зачем вообще тратить деньги?
    • До 100 рублей
    • До 500 рублей
    • До 1000 рублей
    • До 2000 рублей
    • До 3000 рублей
    • До 5000 рублей
    • До 10000 рублей
    • Больше 10000 рублей
    • Другая сумма (пишите в комментариях)
    • Не знаю, я не играю
    Проголосовать DevFAQ

    4PDA ® - зарегистрированный товарный знак.

    Источник:

    4pda.ru

  • Судоку онлайн с подсказками и решением

    Судоку онлайн с подсказками и решением. Играйте в судоку бесплатно!

    Это судоку онлайн на флэш, знаменитая японская головоломка, завоевавшая весь мир. Кажется, только ленивые, цыгане и кретины не пробовали решить судоку. Киоски завалены газетами и журналами с разными вариантами судоку: классическими, цветными, диагональными и прочими. Также выходят сборники лёгких судоку, судоку средней сложности и сложных. Сейчас нетрудно печатать такие сборники судоку: ведь позиции для решения создаются программным путём. Наверно, только сканворды опережают судоку по популярности. Даже женщины, торгующие на базаре, тычут авторучкой в какое-нибудь издание для досуга, решая судоку, чем демонстрируют наличие интеллекта. Но в Интернете любители решать судоку часто ищут, где можно играть в судоку онлайн бесплатно. Мы разместили эту японскую головоломку сторонних разработчиков, которая отличается от других вариантов судоку онлайн тем, что здесь можно на любом ходу потребовать подсказки, и компьютер послушно поставит очередную цифру. Кроме того, позиции здесь создаются "на лету", поэтому вы имеете потенциально бесконечное число вариантов судоку для решения. Если вы только начинаете решать судоку, то это может вам помочь облегчить разгадывание, ведь в начале игры решение судоку даётся труднее.

    Решая судоку, руководствуйтесь двумя простыми правилами:

    - все цифры в любом вертикальном и горизондальном ряду должны быть различны;

    - все цифры в любом выделенном квадратике 3x3 игрового поля должны быть различны.

    Но в общем-то компьютер не даст вам сделать неправильный ход, т.е. он следит, чтобы вы не поставили вторую одинаковую цифру в ряд или квадратик 3x3.. Но если компьютер дал сделать ход, то это ещё не значит, что он верный. Прежде, чем поставить цифру, надо логическим путём установить, что только эта цифра должна стоять в данной клетке игрового поля судоку.

    - щёлкните по кнопке Start, в окне правил щёлкните на Start ещё раз.

    - чтобы поставить цифру, щелкните на ней, а потом на нужной клетке;

    - чтобы стереть выставленную вами цифру, щёлкните по квадратику с крестом, а потом по стираемой цифре;

    - для получения подсказки щёлкните по кнопке Hint;

    - после конца решения в окне ввода имени игрока щёлкните по кнопке Cancel и в следующем окне - Play again.

    Успехов вам в повышении интеллекта путём решения судоку и других японских головоломок! Не забывайте включать в свой рацион рыбий жир (в виде океанской жирной рыбы или драже, продающегося в аптеках), а также йод в виде йод-актива, который тоже можно купить в аптеках.

    Почему японцы такие умные? В частности, потому, что они едят много морских продуктов и с ними много йода. Иногда до 1 мг в сутки при норме в 100 мкг! Больше уже нельзя, т.к. начнёт расти зоб.

    А почему в России так много тупых? В частности, потому, что вдали от морей и океанов чувствуется нехватка йода в воде и продуктах. При дефиците йода мозг плода оказывается недоразвитым, ребёнок может родиться кретином, а это врождённое слабоумие не лечится. Вы помните эту туповатую физиономию Лёни Голубкова в рекламе МММ? Его играл артист Тамбовского областного театра Леонид Пермяков, а в Тамбовской области дефицит йода особенно силён. Вряд ли Лёня Голубков смог бы решить даже лёгкие судоку.

    Судоку для детей 14 лет.

    Установлен новый рекорд.

    Отметьте верные и неверные утверждения.

    Найдите неверные рассуждения.

    Угадайте своего (анти)героя.

    На AlaFun.ru появились

    Садись, страна огромная!

    Появилась поэтическая игра.

    Кое-что о романе МиМ Булгакова.

    Флеш головоломка на зрительную память.

    Крылатые ашипки, или "Утомлённые сланцем".

    Copyright © 2009-2017 IQFun.ru. Все права зарезервированы.

    Авторские права на материалы, игры и головоломки третьих лиц принадлежат их владельцам.

    Источник:

    www.iqfun.ru

    ГОЛОВОЛОМКИ СУДОКУ, Наука и жизнь

    Судоку. Новейшие головоломки

    Журнал добавлен в корзину.

    ГОЛОВОЛОМКИ СУДОКУ

    СУДОКУ - новомодная японская головоломка в виде латинского магического квадрата. СУ по-японски означает "цифра", а ДОКУ - "стоящая отдельно". По сути - это цифровой пасьянс: требуется заполнить клетки таблицы 9x9, поделенной на 9 квадратов 3x3, цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом выделенном квадрате 3x3 каждая цифра встречалась бы только один раз. Например:

    Прообраз судоку без деления на отдельные области встречается в работах Леонарда Эйлера (1707-1783) о магических квадратах (см. "Наука и жизнь" № 11, 1972 г. и № 4, 1973 г.). Головоломка в ее современном виде впервые была напечатана в американском журнале "Делл пенсл Пазлс" в 1979 году. Ее автор - архитектор Ховард Гарнс. А после того как в прошлом году британская газета "Таймс" опубликовала статью "Судоку", началось триумфальное шествие головоломки по всему миру. Судоку начали печатать не только специализированные, но и массовые газеты и журналы.

    Рассмотрим сетку судоку с математической точки зрения. Возникает вопрос: сколько всевозможных расстановок в ней цифр существует? С помощью компьютера подсчитали: 6 670 903 752 021 072 936 960 расстановок - в этом независимо убедились Фразер Ярвис из университета Шеффилда и Бертран Фелгенхауэр из дрезденской Высшей технической школы. В каждой из расстановок можно использовать миллиарды комбинаций, выбирая набор задающих цифр, то есть потенциальное количество различных задач судоку невообразимо велико.

    Профессионально составленные головоломки должны иметь поэтапное решение, когда в результате каждого логического хода вписывается очередная новая цифра. Если рассматривать самые простые ходы, то их, по сути, только два. И каждый следующий шаг решения служит ответом на вопрос: "Какая цифра может стоять в этой клетке?" или "Где в этом ряду (области) находится такая-то цифра?". Применительно к сетке на рис.1 в качестве ответа на первый вопрос может быть отыскание числа на пересечении верхней строки и четвертого ряда. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 и 9 отпадают: они уже имеются или в первой горизонтали, или в четвертой вертикали. Значит, здесь должна стоять цифра 7. Пример второго вопроса - где в верхнем ряду может находиться 2? Не в первом и не во втором квадрате, то есть только в предпоследней клетке. Как правило, этих двух вопросов и ответов на них вполне достаточно для решения судоку. Правда, порой следующий ход хоть и существует, но не бросается в глаза - требуется некоторое время, чтобы его увидеть. Поэтому можно говорить, что судоку бывают более или менее сложными. Разумеется, есть и гораздо более хитрые рассуждения, состоящие из нескольких предположений и цепочки выводов. Даже имеются сайты для любителей судоку, где подробно классифицируются методы решения. Некоторые советуют просто мелко записывать в каждую клетку все цифры, которые в ней могут находиться, и постепенно их вычеркивать.

    Опытный программист без труда сможет написать судоку-генератор - программу, производящую головоломки, имеющие логическое решение. Именно такие судоку можно увидеть в большинстве газет и журналов. Однако среди знатоков особо ценятся судоку, сделанные вручную, - в их решении есть определенные красота и изящество, которые не может обеспечить ни один компьютер.

    Часто задающие цифры судоку образуют некоторый орнамент. В сетке на рис.2 эти цифры складываются в буквы "Н и Ж" - инициалы журнала "Наука и жизнь".

    Изучение головоломки позволяет придумать множество исследовательских задач на базе судоку.

    Программист проверяет правильность заполнения сетки судоку. Для этого он убеждается, что каждая из девяти цифр встречается в сетке ровно девять раз и что в каждом столбике, каждой строке и каждом выделенном квадрате сумма цифр равна 45. Достаточно ли такого алгоритма для гарантированной проверки?

    Можно попытаться составить книгу рекордов судоку. Вот некоторые возможные "номинации" в ней:

    Судоку с единственным решением и наименьшим числом задающих цифр.

    Судоку с наименьшей суммой задающих цифр.

    Судоку с наименьшим числом задающих цифр при условии, что на главных диагоналях все цифры тоже должны быть различны.

    Судоку с максимальным числом решений при условии, что добавление еще только одной задающей цифры делает решение единственным.

    Вслед за ставшими уже классическими судоку появились десятки их вариаций. В них используются сетки другого размера, области имеют не квадратную форму, предлагаются дополнительные условия.

    Приведем три вариации.

    Заполните клетки числами от 1 до 8, чтобы в каждой строке, каждом столбике и каждой выделенной жирным области все числа были различны.

    В сетке не указано ни одной задающей цифры. Зато расставлены знаки "больше" и "меньше" между всеми соседними числами каждой области.

    Судоку в треугольниках

    Заполните треугольные клетки цифрами от 1 до 9, чтобы в каждом из шести больших треугольников и каждой линии (даже если линия состоит из двух отдельных участков) по всем трем направлениям все цифры были разными.

    Подобно чемпионатам по сборке кубика Рубика, стали проходить чемпионаты мира по решению судоку. Прошел и первый чемпионат России.

    ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО СУДОКУ

    Двенадцатого февраля 2006 года в Центре внешкольной работы в Митине прошел первый очный чемпионат России по судоку. Организовал его российский клуб ценителей головоломок "Диоген". В чемпионате приняли участие двадцать сильнейших решателей головоломок. Любители судоку, не имевшие возможности приехать в Москву, смогли посоревноваться в реальном времени по Интернету.

    Соревнования состояли из двух туров по одному часу. Решив задание, участник должен был выписать три ключевые цифры в форму. Именно по этим ключам проверялась правильность решения.

    В первом туре предлагались стандартные судоку в сетках разного размера, всего - десять заданий. Лучший результат в первом туре - 290 баллов из 300 - у Андрея Богданова из Подмосковья. Приводим задания полностью, чтобы каждый мог оценить свой уровень.

    Во втором туре предлагались вариации судоку - задачи с дополнительными условиями, всего - шесть заданий. Приведем два из них:

    Заполните сетку по правилам судоку. Жирная черта стоит между всеми парами соседних чисел, отличающимися ровно на 1.

    Заполните сетку по правилам судоку. Числа вне сетки указывают сумму первых трех цифр в соответствующем ряду.

    Несколько участников смогли решить пять заданий из шести.

    После двух туров между тремя победителями - Андреем Лемешем, Андреем Богдановым и Риадом Ханмагомедовым - состоялся финальный поединок из пяти заданий. Время, отведенное для решения каждому участнику, было пропорционально количеству набранных им очков. Переходя от решения одного задания к другому, финалисты передвигались по партам к победному финишу, что представляло весьма азартное зрелище.

    Первым достиг "финишной ленточки" москвич Риад Ханмагомедов. Кроме того, он единственный из троих верно решил все пять задач, и поэтому его победа абсолютно заслужена и справедлива. Главным призом - тортом в виде судоку победитель угостил всех участников во время последующего чаепития.

    Немного подробнее об Интернет-версии чемпионата. Сайт клуба "Диоген" www.diogen.h1.ru пользуется популярностью не только у российских ценителей головоломок, но и во всем мире, поэтому на информацию о предстоящем чемпионате откликнулись десятки любителей судоку. География участников говорит сама за себя: Япония, Турция, Австралия, США, Чехия, Босния и Герцоговина, Хорватия, Польша, разумеется, Россия, Белоруссия, Украина и даже Малайзия.

    Технически соревнования происходили так: в момент начала каждого тура очного чемпионата в сети становились доступными файлы с условиями. Как и в очных соревнованиях, каждый должен был по окончании часа, отведенного на решение, отправить заполненную форму с тремя ключевыми цифрами.

    Конечно, поскольку имеются электронные программы по решению судоку и невозможно проверить, решал участник в одиночку или на него работала целая команда, результаты он-лайн соревнований могут быть только неофициальными. Тем не менее приятно отметить, что четверо участников: Shinichi Aoki, Taro Arimatsu, Daisuke Takei и Hideaki Jo (все - из Японии) - справились со всеми заданиями обоих туров.

    Сайты любителей судоку:

    http://www.sudocu.com на английском языке; есть форум, общение решателей и программистов судоку.

    Все материалы сайта принадлежат редакции

    журнала «Наука и жизнь»

    Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

    Источник:

    www.nkj.ru

    Судоку. Новейшие головоломки в городе Ярославль

    В представленном интернет каталоге вы имеете возможность найти Судоку. Новейшие головоломки по разумной цене, сравнить цены, а также изучить иные книги в группе товаров Дом, семья, быт. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка товара может производится в любой город РФ, например: Ярославль, Рязань, Тула.